Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнга Штыркова
1 Учебная ситуация как способ формирования способностей
2 2 Новые цели школьного обучения: формирование мышления, деятельности и форм общения
3 3 «Хорошая» школа должна: учить человека думать, понимать тексты, выходить за рамки привычного, решая казалось бы, неразрешимые задачи, замысливать, реализовывать замысел, организовывать при этом свои действия, рефлексировать основания своих действий, самоопределяться в определенной ситуации.
4 4 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся
5 5 ФГОС НОО 7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
6 6 Парадокс компетентности: Компетентность (умное и продуктивное умение) обнаруживает себя Вне школьного контекста, В задачах, не похожих на упражнения из школьных учебников, В личностно значимых задачах.
7 7 Как же по-другому можно учить школьников, если: не рассказывать то, что они должны узнать? не показывать, как делать то, чему они должны научиться?
8 8 Как же по-другому можно учить школьников? Помещать детей в такие условия, где они вынуждены впервые осуществлять то, чего никогда не делали, в том числе строить знание
9 «… Величайшим психологическим грехом всей схоластической и классической системы образования был совершенно отвлеченный и безжизненный характер знаний. Знание усваивалось как готовое блюдо, и решительно никто не знал, что с ним делать. При этом забывалась сама природа знания, как и природа науки: оно не есть готовый капитал или готовое блюдо, знание всегда деятельность, война человечества за обладание природой» Лев Семенович Выготский (1896 – 1934)
10 «В современных условиях обучения традиционная формула «знаю, но еще не умею» трансформируется в формулу «не умею, значит не знаю». Только становясь субъектом собственных действий и собственной деятельности, человек впервые обретает возможность стать личностью» Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998)
11 «И ум с самого начала нужно воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи» Эвальд Васильевич Ильенков (1924 – 1979) «Человек, которого воспитали в мнении, что «дважды два четыре» есть несомненное, над которым и задумываться недопустимо, никогда не станет не только великим математиком, но даже и просто математиком. Он не будет уметь вести себя в сфере математики по-человечески».
12 12 Феликс Трофимович Михайлов (1930 – 2006) «Мы до сих пор не желаем замечать, что и классно-урочная система, отметившая недавно четырехсотлетие своего создателя – Яна Амоса Коменского, – ведущая форма среднего (в большинстве случаев и высшего) образования, и атрибутивный для нее беспроблемный внеисторизм содержания, так же как авторитарность методов обучения, входят в противоречие с изменяющимся характером всех тех видов человеческой деятельности, от которых зависит не что иное, как само сохранение культуры (следовательно: ее расширенное воспроизводство и тем более – развитие)»
13 «Всякая попытка создания новой технологии обучения встречает сопротивление сторонников традиционно сложившейся системы. Самое интересное – мотивировки, на основании которых идет борьба с разработкой новых технологий. Не имея возможности оспорить принципиальные научные положения, лежащие в основе экспериментально подтверждаемой новой технологии, критики отвергают ее под предлогом невозможности немедленно внедрить в широкую школьную практику» Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984)
14 14 Как же по-другому можно учить школьников? Создавать ситуацию учения-обучения (Г.П.Щедровицкий) учебную ситуацию (Т.М.Губанова) ситуацию дефицита способа (Г.А.Цукерман) ставить учебную задачу (В.В.Давыдов)
15 15 В ситуации человек вынужден: активизировать свои силы поставить цель найти нестандартный способ достижения цели реализовать его
16 16 В ситуации человек вынужден: перевести себя из режима поведения в режим действия
17 17 Работа учителя с ситуацией: создание замысла ситуации, организация ситуации и управление ею, анализ завершившейся ситуации.
18 18 УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ- ситуация, специально конструируемая для систематического освоения конкретного учебного предмета.
19 19 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия
20 20 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: задание для детей обязательно должно содержать трудность
21 21 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: задание для детей должно включать знания и способности, сформированные ранее
22 22 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации
23 23 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации: условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия задание для детей обязательно должно содержать трудность задание для детей должно включать знания и способности, сформированные ранее знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации
24 24 Пример организации учебной ситуации: Предъявление детям нового языкового явления (русский язык), задачи нового типа (математика). Предложение испытать старый способ действия. Попытки неудачны. Обнаружение нового способа действия. Сопоставления старого и нового способа действия, фиксация открытия и нового понятия.
25 25 Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает? не повторяет за детьми не задает лишних вопросов не формулирует вопросы 10 раз точно формулирует задание не говорит больше, чем дети выдерживает «деловую» (пытаясь вместе с учениками разобраться в проблеме) интонацию, а не «дидактическую» (назидательную, обучающую)
26 26 Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает? не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания выдерживает паузу разрешает ученику сомневаться и не знать разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу ( - Кому ты говоришь? С кем общаешься? С кем споришь?). Если дети друг с другом не общаются, а общаются только с учителем или через него – это не урок деятельностного типа. предлагает детям отнестись к высказываемым предположениям
27 27 Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает? требует обоснования детских предположений организовывает фиксацию детских предложений, решений, результатов обсуждения на доске понимает во время дискуссии, что есть вопросы, ответы на которые ему неизвестны занимает равноправную позицию с классом перед предметом: уверенно ориентируется в содержании, которое освоили 80% класса, постоянно путается в материале, которое твердо усвоили 20%, не знает того, чего еще не проходили не «выбивает» из ребенка требуемый ответ пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка идет от класса к учебнику (методичке), а не от учебника к классу
28 28 Итак: понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями; способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
29 29 Итак: создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников; присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
30 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.