Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКирилл Лошкомоев
1 Михаил Булгаков Жизнь и творчество писателя
3 Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15.У.1891 г. в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии, специалиста по западным вероисповеданиям. Получил прекрасное домашнее воспитание. Впоследствии говорил жене: «Знаешь, я очень благодарен отцу, что он заставил меня выучить языки», т. е. французский, немецкий, английский, греческий и латынь. Украинским, выросши в Киеве, владел свободно; испанский и итальянский добавились в 30-е годы в Москве. В 1901 г. был принят в 1-й класс 1-й Киевской гимназии «особого устава», гордившейся такими выпускниками, как шекспировед Н.И.Стороженко, скульптор П.П.Забелло, художник Н.Н.Ге (автор картины «Что есть истина? Христос и Пилат», 1890) и др. В гг. студент медицинского факультета Киевского университета, который кончил с отличием. С началом 1-й Мировой войны был хирургом на русско-австрийском фронте, с осени 1916 г. сельский врач в Сычевском уезде Смоленской губ. с 1917 г. в городской больнице г. Вязьмы. В 1918 г. вернулся в Киев, где последовательно призывался военврачом в красные, петлюровские и белые части. С 1919 г. во Владикавказе, где публикует свои первые литературные опыты; с 1921 г. почти постоянно в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище под камнем с могилы Гоголя (т. наз. «Голгофа»), случайно обнаруженным вдовой писателя среди «подлежащих переработке» надгробий. Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15.У.1891 г. в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии, специалиста по западным вероисповеданиям. Получил прекрасное домашнее воспитание. Впоследствии говорил жене: «Знаешь, я очень благодарен отцу, что он заставил меня выучить языки», т. е. французский, немецкий, английский, греческий и латынь. Украинским, выросши в Киеве, владел свободно; испанский и итальянский добавились в 30-е годы в Москве. В 1901 г. был принят в 1-й класс 1-й Киевской гимназии «особого устава», гордившейся такими выпускниками, как шекспировед Н.И.Стороженко, скульптор П.П.Забелло, художник Н.Н.Ге (автор картины «Что есть истина? Христос и Пилат», 1890) и др. В гг. студент медицинского факультета Киевского университета, который кончил с отличием. С началом 1-й Мировой войны был хирургом на русско-австрийском фронте, с осени 1916 г. сельский врач в Сычевском уезде Смоленской губ. с 1917 г. в городской больнице г. Вязьмы. В 1918 г. вернулся в Киев, где последовательно призывался военврачом в красные, петлюровские и белые части. С 1919 г. во Владикавказе, где публикует свои первые литературные опыты; с 1921 г. почти постоянно в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище под камнем с могилы Гоголя (т. наз. «Голгофа»), случайно обнаруженным вдовой писателя среди «подлежащих переработке» надгробий.
5 Своей главной темой в литературе Булгаков считал «изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране» (Письмо правительству, 1930). В этом он шел за своим учителем Щедриным, который утверждал: «Интеллигенция наша... ниоткуда не защищена...»; «не будь интеллигенции, мы не имели бы понятия о че сти, ни веры в убеждения, ни даже представления о человеческом образе»1. При этом Булгаков имел в виду рядовую массу врачей, преподавателей, студентов, средний армейский состав и др. людей, отвечающих за состояние «образа человеческого» на деле. Своей главной темой в литературе Булгаков считал «изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране» (Письмо правительству, 1930). В этом он шел за своим учителем Щедриным, который утверждал: «Интеллигенция наша... ниоткуда не защищена...»; «не будь интеллигенции, мы не имели бы понятия о че сти, ни веры в убеждения, ни даже представления о человеческом образе»1. При этом Булгаков имел в виду рядовую массу врачей, преподавателей, студентов, средний армейский состав и др. людей, отвечающих за состояние «образа человеческого» на деле. Свое место в меняющемся мире он определял так: «Связавшись слишком крепкими корнями со строящейся Советской Россией, не представляю себе, как бы я мог существовать в качестве писателя вне ее» (1926)2. То же он подтвердил в телефонном разговоре со Сталиным: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может» (1930)3. Вместе с тем он не только не старался приспособиться к «новым условиям», но открыто предлагал самим этим условиям посчитаться с накопленным русской интеллигенцией запасом ценностей и понятий. Он считал себя свободным в критике нелепостей, ошибок или прямых преступлений революции, полагая в этом долг сатирика, а обвинения в «пасквиле» отводил тем, что «пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать невозможно» (Письмо правительству, 1930). Непостижимая с точки зрения противоборствующих сил позиция поставила его в крайне тяжелое положение. Свое место в меняющемся мире он определял так: «Связавшись слишком крепкими корнями со строящейся Советской Россией, не представляю себе, как бы я мог существовать в качестве писателя вне ее» (1926)2. То же он подтвердил в телефонном разговоре со Сталиным: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может» (1930)3. Вместе с тем он не только не старался приспособиться к «новым условиям», но открыто предлагал самим этим условиям посчитаться с накопленным русской интеллигенцией запасом ценностей и понятий. Он считал себя свободным в критике нелепостей, ошибок или прямых преступлений революции, полагая в этом долг сатирика, а обвинения в «пасквиле» отводил тем, что «пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать невозможно» (Письмо правительству, 1930). Непостижимая с точки зрения противоборствующих сил позиция поставила его в крайне тяжелое положение.
7 Первыми произведениями Булгакова в Москве были фельетоны, которые он печатал в берлинском «Накануне», в газетах «Труд» и «Гудок» и невысоко ценил. «Записки юного врача» (писались в , отдельное издание только в 1963 г.) были традиционным для русской литературы отчетом о его «долитературной» деятельности. Но повести «Дьяволиада» (1924) и «Роковые яйца» (1925) уже обнаружили типичную для Булгакова скрытую в непринужденных шутках глубину. Хотя их пророческие идеи прошли незамеченными (угрозы будущей «генной инженерии», «преобразования природы», сильный антиутопический заряд и т.д.), их приняли как веселую сатиру на новые нравы, написанную «остроумно и ловко» (Горький). Первыми произведениями Булгакова в Москве были фельетоны, которые он печатал в берлинском «Накануне», в газетах «Труд» и «Гудок» и невысоко ценил. «Записки юного врача» (писались в , отдельное издание только в 1963 г.) были традиционным для русской литературы отчетом о его «долитературной» деятельности. Но повести «Дьяволиада» (1924) и «Роковые яйца» (1925) уже обнаружили типичную для Булгакова скрытую в непринужденных шутках глубину. Хотя их пророческие идеи прошли незамеченными (угрозы будущей «генной инженерии», «преобразования природы», сильный антиутопический заряд и т.д.), их приняли как веселую сатиру на новые нравы, написанную «остроумно и ловко» (Горький). К своей главной теме Булгаков подошел в «Белой гвардии» (1925, начата в 1923 г.). Это был роман о центральном духовном пути интеллигенции среди взаимоисключающих требований времени. Книга предваряла основной своей проблемой шолоховский «Тихий Дон», начатый в те же годы. Герои ее с пониманием относились к стремлению большевиков сменить изживший себя строй. К своей главной теме Булгаков подошел в «Белой гвардии» (1925, начата в 1923 г.). Это был роман о центральном духовном пути интеллигенции среди взаимоисключающих требований времени. Книга предваряла основной своей проблемой шолоховский «Тихий Дон», начатый в те же годы. Герои ее с пониманием относились к стремлению большевиков сменить изживший себя строй.
8 Роман «Белая гвардия» был опубликован полностью в Париже в гг., в Москве же – лишь в 1966 году. Пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия»ожидала более счастливая и странная судьба: постановкой этой пьесы увлёкся Сталин. Пишут, что он был на спектакле около 20 раз. Роман «Белая гвардия» был опубликован полностью в Париже в гг., в Москве же – лишь в 1966 году. Пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия»ожидала более счастливая и странная судьба: постановкой этой пьесы увлёкся Сталин. Пишут, что он был на спектакле около 20 раз – 1925 гг. ознаменованы в творчестве Булгакова 1923 – 1925 гг. ознаменованы в творчестве Булгакова Появлением сатирических повестей «Роковые яйца», Появлением сатирических повестей «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Дьяволиада». «Собачье сердце», «Дьяволиада». Повесть о Москве «Собачье сердце» не публиковалась в России до 1987 года. Шестидесятилетний запрет на публикацию объясняется, например, отзывом Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Повесть о Москве «Собачье сердце» не публиковалась в России до 1987 года. Шестидесятилетний запрет на публикацию объясняется, например, отзывом Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».
9 1926 год оказался для него ещё более счастливым: родился на свете Булгаков – драматург. В октябре состоялась премьера сразу двух его пьес: во МХАТе – «Дней Турбиных» и в театре Вахтангова – «Зойкиной квартиры». Обе премьеры прошли с огромным успехом год оказался для него ещё более счастливым: родился на свете Булгаков – драматург. В октябре состоялась премьера сразу двух его пьес: во МХАТе – «Дней Турбиных» и в театре Вахтангова – «Зойкиной квартиры». Обе премьеры прошли с огромным успехом. В 1927 году закончил «Бег», в 1928 г. «Багровый остров». В 1927 году закончил «Бег», в 1928 г. «Багровый остров». В марте 1929 г. все булгаковские пьесы были исключены из театрального репертуара. В марте 1929 г. все булгаковские пьесы были исключены из театрального репертуара. Между тем драматургия Булгакова –это одна из лучших страниц не только советской, но и всей русской драматургии. Между тем драматургия Булгакова –это одна из лучших страниц не только советской, но и всей русской драматургии.
10 28 марта 1930 года Булгаков пишет обращение к правительству, в котором отмечает, что «невозможность писать равносильна…погребению заживо». Доведённый до отчаяния и практически до нищеты, Булгаков просит разрешения покинуть пределы СССР. После звонка Сталина писатель был принят во МХАТ, где проработал 6 лет режиссёром – ассистентом. Но выход в «люди» для него был закрыт. Все пьесы запретили. 28 марта 1930 года Булгаков пишет обращение к правительству, в котором отмечает, что «невозможность писать равносильна…погребению заживо». Доведённый до отчаяния и практически до нищеты, Булгаков просит разрешения покинуть пределы СССР. После звонка Сталина писатель был принят во МХАТ, где проработал 6 лет режиссёром – ассистентом. Но выход в «люди» для него был закрыт. Все пьесы запретили. В 1931 г. ленинградский Красный театр заказал Булгакову пьесу о будущей войне. В течение какого – нибудь месяца она была написана и названа «Адам и Ева». Ознакомившись с ней, театр поспешил от неё отказаться. В 1931 г. ленинградский Красный театр заказал Булгакову пьесу о будущей войне. В течение какого – нибудь месяца она была написана и названа «Адам и Ева». Ознакомившись с ней, театр поспешил от неё отказаться.
11 В 30 – е годы было создано много произведений: «Кабала святош», «Последние дни», «Пушкин», «Иван Васильевич», «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», но почти все они остались неизданными. В 30 – е годы было создано много произведений: «Кабала святош», «Последние дни», «Пушкин», «Иван Васильевич», «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», но почти все они остались неизданными. К концу 1930 – х гг., когда пик литературной славы был уже позади, появилась книга, принёсшая её автору мировую известность – «Мастер и Маргарита». К концу 1930 – х гг., когда пик литературной славы был уже позади, появилась книга, принёсшая её автору мировую известность – «Мастер и Маргарита».
12 Е.С.Булгакова и М.А.Булгаков. 1936
13 Татьяна Николаевна Булгакова (урожд. Лаппа) на даче в Буче. 1913
14 Н. Рушева. Мастер и Маргарита
15 Н.Рушева. Первая встреча мастера и Маргариты
16 Последние годы жизни В последние годы своей жизни Булгаков продолжает активно работать. Он создал либретто опер «Чёрное море», «Дружба», «Рашель», «Минин и Пожарский»; на сцене московских театров с успехом шли его пьесы, но взаимоотношения художника и власти по – прежнему оставались конфликтными. Это привело к обострению его тяжёлой болезни. В последние годы своей жизни Булгаков продолжает активно работать. Он создал либретто опер «Чёрное море», «Дружба», «Рашель», «Минин и Пожарский»; на сцене московских театров с успехом шли его пьесы, но взаимоотношения художника и власти по – прежнему оставались конфликтными. Это привело к обострению его тяжёлой болезни. 10 марта 1940 года М. А. Булгаков скончался от нефросклероза. 10 марта 1940 года М. А. Булгаков скончался от нефросклероза.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.