Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСемен Мишагин
1 Тема 6. Государственное регулирование рынка в области конкурентных отношений Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции
2 Содержание лекции 1.Понятие конкуренции, конкурентных отношений. 2.Система антимонопольного законодательства. 3.Недобросовестная конкуренция, ее формы и методы пресечения. 4.Субъекты конкурентного законодательства. 5.Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. 6.Правовое регулирование естественных монополий.
3 Конкуренция Конкуренция - состязательность хоз. субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке. Выделяют следующие основные признаки конкурентной среды: на рынке должны действовать независимые поставщики в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними; на рынке должны действовать независимые покупатели в количестве, достаточном для формирования платежеспособного спроса; на рынке должны отсутствовать экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, трудовым ресурсам, технологиям, а также барьеры для входа на рынок; независимое экономическое поведение поставщиков и потребителей (отсутствие сговоров и горизонтальных соглашений).
4 Система конкурентного законодательства Федеральный закон «О защите конкуренции» Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Гражданский кодекс РФ Конституция РФ Федеральный закон «О естественных монополиях» Нормы об обеспечении конкуренции в иных нормативных актах (законах, Постанов- лениях Правительства Указах Президента)
5 Недобросовестная конкуренция Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые: противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
6 Формы недобросовестной конкуренции Распространение ложных, неточных или искаженных сведений Некорректное сравнение товаров одного хоз. субъекта с другим Получение, использование и разглашение коммерческой тайны или иной охраняемой информации без согласия владельца Введение потребителей в заблуждение относительно способа и места производства, свойств и качества товара Продажа товаров с неза- конным использованием интеллектуальной собст- венности и средств индивидуализации
7 Монополистическая деятельность Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а так же иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
8 Виды монополистической деятельности Злоупотребление хоз. субъектом доминирующим Положением на рынке Соглашения (согласованные действия) хоз. субъектов Горизонтальные Акты и действия органов власти, направленные на недопущение ограничение или устранение конкуренции Вертикальные Соглашения (согласованные действия) органов власти и местного самоуправления С другим органом власти или управления С хозяйствующим субъектом
9 Монополистическая деятельность Монополистическая деятельность может проявляться: 1. Злоупотребления хоз.субъектами своим доминирующим положением, направленное на ограничение конкуренции: необоснованного сокращения или прекращения производства товара, при наличии технической возможности такой товар производить; отказа заключать договор; устанавливать различные виды цен на один и тот же товар для разных категорий потребителей; создание дискриминационных условий; нарушение порядка ценообразования.
10 Монополистическая деятельность 2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию: установление или поддержание цен, в том числе на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу; необоснованный отказ в заключении договоров с отдельными участниками рынка; навязывание условий договора, прямо не связанных с предметом договора; создание препятствий к доступу на рынок отдельным хозяйствующим субъектам.
11 Субъекты конкурентного законодательства Субъекты конкурентного законодательства Коммерческие организации и предприниматели Некоммерческие организации Потребители, заказчики Органы государственной власти
12 Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке Ст 5. Закона « О защите конкуренции» признает доминирующим положением положение хоз.субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хоз.субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хоз.субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хоз.субъектам.
13 Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если: 1) Его доля на рынке товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) Если его доля на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение будет доказано антимонопольным органом.
14 Правовое регулирование в области естественных монополий Осуществляется на основании Федерального Закона N 147-ФЗ «О естественных монополиях». Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства…, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Соответственно спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
15 Субъекты естественной монополии Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. К ним относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии. Список является закрытым, на другие сферы действия закона не распространяется.
16 Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные нормативные акты, регулирующие рынок в области конкурентных отношений. 2. Перечислите формы недобросовестной конкуренции. 3. Что такое «горизонтальное» и «вертикальное» объединение хозяйствующих субъектов? Являются ли данные объединения допустимыми, с точки зрения антимонопольного законодательства? 4. Кто является субъектом конкурентного законодательства? Какую роль играют органы исполнительной власти в процессе развития конкуренции? 5. К какому предприятию на рынке применяется термин «монополия»? Что такое «естественная монополия» ? 6. Укажите сферы деятельности, отнесенные к естественным монополиям.
17 Литература для подготовки к занятиям Основная литература 1. Шевченко Ю.А. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учеб. пособие. –Владивосток:Изд-во ВГУЭС, Князева И.В. Антимонопольная политика в России: уч. пособие. –М:Омега-Л, 2007 Нормативные документы 3. Закон РФ «О защите конкуренции» 135 – ФЗ от г. 4. Закон РФ «О защите конкуренции на финансовых рынках» 135 – ФЗ от г. 5. Закон РФ «О естественных монополиях» 147 – ФЗ от г. 6. Приказ ФАС от г. N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке"
18 Использование презентационных материалов Презентационные материалы предназначены для аудиторной работы и самостоятельной подготовки студентов, обучающихся во ВГУЭС по специальности «Маркетинг», всех форм обучения. Коммерческое использование материалов без согласия владельца не допускается. Владельцем материалов является Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.