Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнга Свирина
1 1 Межкультурная коммуникация Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра русского языка Андреева Ирина Владимировна Лекция 9. Концепция «культурной грамматики» Э. Холла Монохронные и полихронные культуры. Направление: «Лингвистика»
2 2 Содержание 2 1.Ключевые понятия 2.Характеристика культуры по способу организации времени. Монохронные и полихронные культуры. Линейное и цикличное время. 3.Пространство. 4.Информационные потоки. 5.Вопросы для самопроверки 6.Рекомендуемая литература
3 3 Ключевые понятия линейное время цикличное время монохронные культуры полихронные культуры хронемика пространство зоны коммуникации информационные потоки
4 4 ВРЕМЯ Каждая культура по- разному относится ко времени. В процессе общения партнёры обычно руководствуются собственными мерами времени и надо их знать.
5 5 Существует специальный термин хронемика – это использование времени в коммуникационном процессе. Э. Холл разделил культуры, в зависимости от их отношения ко времени на монохронные (М) и полихронные (П).
6 6 В системе М- времени время предстаёт как линейная структура, в которой прошлого уже нет, а настоящее можно экономить, терять, ускорять, заставлять работать на ближайшее будущее.
7 7 Время в представлении М- культур Время в представлении М- культур ПрошлоеНастоящееБудущее нетЗадачи на сегодня Планы на ближайшее будущее, перспективные планы.
8 8 У линейно ориентированных людей время рассматривается как длинная прямая улица или как дорога, по которой они идут вперед. Дорога разделена на части. Прошлое – пройденная дорога, которая осталась позади. Будущее не кажется неизвестным, так как оно уже тщательно спланировано.
9 9 Поэтому человек М- культуры работает по плану, занимается только одним видом деятельности в определённый отрезок времени, а также разделяет время для дела и время для общения «не по делу», время для эмоциональных контактов.
10 10 В системе полихронной культуре нет такого строго расписания. Время здесь воспринимается в виде спирали или в виде круга. Время циклично: прошлое создает контекст настоящего, время, как и сама жизнь, течет по кругу, будущее приходит само.
11 11 Так, по наблюдениям А. Девятова, в жизни китайцев «течение реки времени определяет жизнь человека. То есть традиция, государство, природа определяют путь жизни. Будущее... неизвестно и бесполезно для задач настоящего момента. А … прошлое влиятельно, так как у него можно учиться извлекать пользу в настоящем и готовиться к неизвестному.
12 12 Сам же путь – не прямая дорога, идущая от наших ног вверх к горизонту, не путешествие вперёд к цели со стремлением сделать так, чтобы будущее в намеченный срок сбывалось, не прямая линия от начала к «концу жизненного пути», а …
13 13 …путешествие, устремленное вниз по извилистому руслу…»
14 14 В П- культурах большую роль играют межличностные отношения, общение с человеком важнее, чем план деятельности. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придаётся большого значения.
15 15 Люди М- культур считают время, когда не принимались какие-либо решения или ничего не сделано, потерянным. В П- культурах такое время потерянным не считается.
16 16 Они видят время бегущим по виткам пружины, на которых могут возникать те же самые возможности, рискованные ситуации и опасности, что и на предыдущих витках. Человек становится мудрее.
17 17 Они видят время бегущим по виткам пружины, на которых могут возникать те же самые возможности, рискованные ситуации и опасности, что и на предыдущих витках. Человек становится мудрее.
18 18 Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время связано с неопределённым отсчётом: «через некоторое время», «позже», «во второй половине дня», «часов в пять», «минут через двадцать» Формальное время, наоборот, очень точно: через 25 минут, в два часа, завтра в 17: 20.
19 19 В МКК нередко возникают ситуации, когда представитель одной культуры предполагает, что речь идёт о формальном времени, а представитель другой – о неформальном. Они договариваются о встрече. Первый приходит на встречу ровно в 2 часа, а другой во второй половине дня или не приходит вовсе…
20 20 ПРОСТРАНСТВО Каждый человек ощущает определённый объём пространства вокруг себя как личное пространство. Размеры этого личного пространства сильно отличаются в разных культурах. Формирование личного пространства происходит в детстве, его размеры регулируются бессознательно.
21 21 ПРОСТРАНСТВО При общении с представителями другой культуры дистанция общения создаёт проблемы для коммуникации. Если собеседник подходит слишком близко, человек автоматически делает шаг назад. Собеседник делает шаг вперёд, чтобы оказаться на привычном расстоянии, и это может быть воспринято как агрессия.
22 22 Проксемика - это использование пространственных отношений при коммуникации. Э. Холл выделил четыре зоны коммуникации: 1.Интимная – разделяющая близких людей. Это наиболее близкая к телу человека зона. Человек сам определяет, кто может быть в неё допущен.
23 23 2.Личная – расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми см. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы с друзьями и знакомыми.
24 24 3.Социальная – дистанция между людьми при формальном общении. 4.Публичная – дистанция общения на публичных мероприятиях, при общении с большой группой людей. Она начинается от 3,5 метров и может быть очень большой, но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому её часто называют открытой.
25 25 ПРОСТРАНСТВО Иллюстрация. Где обычно находятся кабинеты руководящих сотрудников фирмы, на каком этаже? В Германии, Нидерландах – на верхних, в России, во Франции – на средних этажах здания. В Китае?
26 26 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В одних культурах информация распространяется медленно, целенаправленно, поэтому носит ограниченный характер.
27 27 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ Скорость распространения информации низкая. Всё должно иметь свою структуру и порядок, информация приходит по официальным каналам и перегружена мельчайшими деталями.
28 28 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В других культурах система распространения информации действует быстро и широко. Люди этих культур имеют эффективную информационную сеть, люди обо всём превосходно информированы они находятся в постоянном контакте друг с другом.
29 29 Ответьте на вопросы Что для вас кажется наиболее важным: прошлое, настоящее или будущее? Почему? 2.Как вы понимаете выражение «Время – деньги»? 3. Какие признаки этой культуры существуют? 4.Откуда вы узнаете новости чаще всего? 5.Как вам кажется, где личное пространство больше в России или в вашей стране? 6.К какой культуре принадлежит ваша страна?
30 30 Рекомендуемая литература Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина). - М.:ЮНИТИ-ДАНА, – 352 с. 2. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, – 223 с. 3. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации - М.:ЮНИТИ-ДАНА, с Девятов А.,Мартисян М. Китайский прорыв. – М.: Вече, с.
31 31 31 Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.