Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиталий Мармазинский
1 ЛЕКЦИЯ 4. ПРИРОДА КОНФЛИКТА Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 4 ЧАСА
2 Введение Цель – дать определение понятию конфликта - охарактеризовать границы, структуру, функции и причины конфликтов - рассмотреть классификацию конфликтов
3 Содержание 1.Понятие конфликта 2.Границы конфликта 3.Структура конфликта 4.Функции конфликтов 5.Классфикация конфликтов 6.Причины возникновения конфликтов
4 Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон
5 Два признака конфликта Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.)
6 Границы конфликта Пространственные границы Временные границы Внутрисистемные границы
7 Пространственные границы Определяются территорией, на которой происходит конфликт Важны главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта
8 Временные границы Это продолжительность конфликта, его начало и конец Особенно важны для правильной оценки роли вновь присоединившихся к конфликту лиц
9 Конфликт признается начавшимся, если: первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (т.е. своему противнику); второй участник (противник) осознает, что указанные действия направлены против его интересов; второй участник предпринимает ответные активные действия, направленные против первого участника
10 Окончание конфликта Это прекращение действия всех противоборствующих сторон, независимо от причины, по которой они имели место Конфликт может быть исчерпан, может прекратиться выходом из конфликта одной из сторон, либо ее уничтожением, возможно пресечение развития и прекращение конфликта в результате вмешательства третьих лиц
11 Внутрисистемный аспект развития конфликта Любой конфликт происходит в определенной системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство, международное сообщество и т.д. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частным, ограниченным Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников
12 Структура конфликта - это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс
13 Структура конфликта П – предмет S – стороны P – позиция ОК – образ конфликта М - мотив P1P2P2 ОК1 ОК2 П S1S2S2 М1М2
14 Участники конфликта Основные участники конфликта Группы поддержки Другие участники
15 Основные участники конфликта Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга
16 Основные участники конфликта Инициатор конфликта - сторона, которая первой начала конфликтные действия Ранг оппонента – это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте
17 Группы поддержки Силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход
18 Группы поддержки Могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов. В межгрупповых или межгосударственных конфликтах – это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации
19 Другие участники - это субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта
20 Другие участники Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту Организатор – это лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и др.
21 Предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта; то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство
22 Объект конфликта является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации; им может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
23 Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта
24 Позиции сторон - это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках
25 Особенности определения функций конфликта Отсутствие четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной ролей конфликта Конструктивность и деструктивность конкретного конфликта зависят в том числе от особенностей процесса разрешения конфликта, прежде всего от его результатов Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития Необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого – деструктивен
26 Конструктивное влияние конфликтов на основных участников Конфликт устраняет полностью или частично противоречие Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию
27 Конструктивное влияние конфликтов на основных участников (продолжение) Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих Межличностные конфликты служат одним и средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими
28 Деструктивное влияние конфликтов на основных участников Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности
29 Деструктивное влияние конфликтов на основных участников (продолжение) Конфликт – это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага» Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем
30 Конструктивное влияние конфликтов на социальное окружение Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки
31 Конструктивное влияние конфликтов на социальное окружение (продолжение) Конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива Конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей Конфликты создают интеллектуально- эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения Конфликт оптимизирует межличностные отношения
32 Деструктивное влияние конфликтов на социальное окружение Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций Частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности Во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива
33 Классификации конфликтов Сферы проявления конфликта: 1.Экономические 2.Идеологические 3.Социально-бытовые 4.Семейно-бытовые
34 Классификации конфликтов Степень длительности и напряженности конфликта: 1. Бурные быстротекущие конфликты 2.Острые длительные конфликты 3.Слабовыраженные, вялотекущие конфликты 4.Слабовыраженные и быстротекущие
35 Классификации конфликтов Субъекты конфликтного взаимодействия: 1.Внутриличностные конфликты 2.Межличностные конфликты 3.Конфликты «личность – группа» 4.Межгрупповые конфликты
36 Классификации конфликтов Социальные последствия: 1. Конструктивные конфликты 2.Деструктивные конфликты
37 Классификации конфликтов Предмет конфликта: 1.Реалистичные (предметные) конфликты 2.Нереалистичные (беспредметные) конфликты
38 Причины возникновения конфликтов Объективные факторы возникновения конфликтов Организационно-управленческие причины конфликтов Социально-психологические причины конфликтов Личностные причины конфликтов
39 Объективные факторы возникновения конфликтов Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий Образ жизни многих россиян
40 Объективные факторы возникновения конфликтов (продолжение) Достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан РФ, способствующие возникновению конфликтов Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ
41 Организационно-управленческие причины конфликтов Структурно-организационные причины конфликтов Функционально-организационные причины конфликтов Личностно-функциональные причины конфликтов Ситуативно-управленческие причины конфликтов
42 Социально-психологические причины конфликтов Возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и тоже, а подходом к проблеме с различных сторон
43 Социально-психологические причины конфликтов (продолжение) Выбор сторонами различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга Внутригрупповой фаворитизм Конкурентный характер взаимодействия Ограничение способности человека к децентрации Желание получить от окружающих больше, чем отдавать им Стремление к власти
44 Личностные причины конфликтов Отсутствие психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия Плохо развитая у человека способность к эмпатии Завышенный или заниженный уровень притязаний Акцентуации характера
45 Вопросы для самопроверки Определите понятие конфликта Охарактеризуйте границы конфликта Опишите структуру конфликта Проанализируйте функции конфликта Рассмотрите классификации конфликтов Охарактеризуйте причины возникновения конфликтов
46 Заключение 1.Необходимым и достаточным условием возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. 2.Понятие границ конфликта включает в себя пространственные, временные и внутрисистемные границы 3.В структуре конфликта выделяются объективное содержание (стороны, предмет, объект) и психологические составляющие (мотивы, образ конфликта, позиция).
47 Заключение (продолжение) 1.Функции конфликтов могут быть конструктивными и деструктивными и их различными по отношению к основным участникам или социальному окружению. 2.Виды конфликтов различаются по сферам проявления, степени длительности и напряженности, субъектам конфликтного взаимодействия, социальным последствиям и предмету конфликта. 3.Причины возникновения конфликтов могут носить объективный, структурно-организационный, социально-психологический и личностный характер.
48 Рекомендуемая литература 1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, – 551 с. 2.Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, – 238с. 3.Селюк Е. Ю. Конфликтология: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, – 192 с.
49 Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления Презентация является собственностью автора. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия автора.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.