Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемРодион Шумаркин
1 Менеджмент © Бараусова Елена Александровна
2 Бараусова Елена Александровна, к.э.н. доцент кафедры экономики и менеджмента Аудитория: 1532 Телефон: (4232)
3 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарика, Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарика, Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
4 Дополнительная литература: Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5-ти т. М., История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997.
5 Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ
6 План лекции 1.Общая характеристика менеджмента 2.Эволюция науки управления 3.Организация как объект управления 4.Функции и роли руководителя 5.Уровни управления в организации
7 Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля над организационными ресурсами
8 Элементы управления: решение о поставленной цели и планирование деятельности по ее достижению; распределение времени и действий, необходимых для решения задачи; мотивация (побуждение) к действиям; координация отдельных, но взаимосвязанных действий; осуществление контроля над тем, что сделано, с целью проверки соответствия результатов намеченным планам.
9 Предметом изучения науки управления являются отношения между людьми, возникающие по поводу согласования в пространстве и времени производственных ресурсов для достижения поставленной цели
11 Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации
12 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Организационно-распорядительные (административные) Экономические Социально-психологические
13 Стабилизирующие воздействия Распорядительные воздействия Дисциплинарные воздействия Административные методы регламентирование нормирование инструктирование Устав Положение о подразделении Трудовые нормативы Технические нормативы Распорядительные нормативы Должностные инструкции Методические указания Рабочие инструкции Приказ Распоряжение Постановление Указание Установление ответственности Личная Ответственность Коллективная ответственность Материальная ответственность Моральная ответственность
14 Заработная плата Комиссионное вознаграждение Дополнительные поощрения Экономические методы Повременная Сдельная Простая Повременно- премиальная Прямая Косвенно-сдельная Сдельно-прогрессивная Аккордная Сдельно-премиальная Питание Обучение Медицинское обслуживание Путевки Оплата жилья Ценные подарки Участие в прибыли Участие в собственности Дополнительные льготы
15 Социальные методы Психологические методы Социально-психологические методы Социальное регулирование Социальное нормирование Моральное стимулирование Обмен опытом Соревнования Воспитание Моральный кодекс Этические структуры Грамоты Почетные звания Публичное признание Благодарность Похвала Создание положительного морально- психологического климата Системы психологической разгрузки Формирование малых групп Гуманизация процесса труда Исключение монотонности Расширение творчества
16 Принципы управления - это свод определенных правил, нормативных актов, которые регулируют поведение работника в процессе управления производством и людьми в конкретных экономических и социальных условиях
17 Эволюция науки управления
18 Основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора изложены в его работах: «Сдельная система» (1895) «Управление фабрикой» (1903) «Принципы научного управления» (1911) «Показания перед специальной комиссией сената» (1912)
19 Школа научного управления Фредерик У. Тейлор, Френк и Лилиан Гилберт, Генри Гант, Гарингтон Эмерсон, Генри Форд
20 Школа научного управления Цель: создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации Метод исследования: расчленение процесса физического труда и его организации на составные части и последующий анализ этих частей
21 Основные положения концепции Ф. Тейлора замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы; разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движений и т.п. Измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»; специализация функций как в производстве, так и в управлении. Каждый рабочий и каждый управленческий работник должен знать, за какую функцию он несет ответственность;
22 Основные положения концепции Ф. Тейлора (продолжение) подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу; планирование и подготовка работы; разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения; Оплата по результатам труда. Дополнительная оплата за перевыполнение норм. Личная заинтересованность является движущим стимулом для большинства людей;
23 Основные положения концепции Ф. Тейлора (продолжение) Отделение административной работы от производственной. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие - функцию исполнения. Использование вместо линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими; Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы и методов организации труда.
24 Две основные задачи менеджмента по Тейлору Обеспечение наибольшего процветания предпринимателя (получение высоких дивидендов на вложенный капитал, дальнейшее развитие бизнеса) Повышение благосостояния каждого работника (высокая заработная плата, развитие в каждом работнике того потенциала, который заложен в нем природой)
25 Классическая (административная) школа управления Анри Файоль Линдалл Урвик, Лютер Гьюлик Джеймс Д. Муни, А.К. Рейли Макс Вебер Альфред П. Слоун Цель: создание универсальных принципов управления
26 Управление включает шесть основных групп операций: техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка); коммерческую (закупка, продажа, обмен); финансовую (привлечение капитала и эффективное управление им);
27 охранную (охрана собственности и физических лиц); учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика); административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
28 Файоль разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием
29 14 принципов управления Анри Файоля 1.Разделение труда 2.Полномочия и ответственность 3.Дисциплина 4.Единоначалие 5.Единство направления (дирекции) 6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим 7.Вознаграждение персонала
30 14 принципов управления Анри Файоля (продолжение) 8.Централизация 9.Скалярная цепь (иерархия) 10.Порядок 11.Справедливость 12.Стабильность рабочего места для персонала 13.Инициатива 14.Корпоративный дух
31 Процессный подход к управлению Управление – это процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых – тоже процесс. Эти действия называют управленческими функциями
32 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ планированиеорганизация мотивацияконтроль Связующие процессы: коммуникация принятие решений
33 Школа человеческих отношений Поведенческие науки (Бихевиоризм) Мэри Паркер Фоллет ( ) Элтон Мэйо ( ) Честер Барнард ( ) Абрахам Маслоу ( ) Фредерик Герцберг Девид Макклелланд Клейтон Альдерфер и др.
34 Школа человеческих отношений Идея: решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы. Предметом специального исследования школы становятся чувства рабочего, его поведение, настроение, убеждения и т.д.
35 Основные научные открытия ШЧО все проблемы производства и управления должны рассматриваться через призму «человеческих отношений», с учетом «социального» и «психологического» факторов Важность взаимоотношений между рабочими и руководителями; признание роли руководителя в формировании морального климата в трудовом коллективе
36 Основные научные открытия ШЧО Повышенное внимание к рассматриваемой проблеме, ее новизна и создание условий для проведения эксперимента способствуют получению желаемого результата («хоторнский эффект»). В практической деятельности нужно учитывать то обстоятельство, что условия во время проведения эксперимента и в действительной жизни практически не совпадают
37 "Количественная школа" или "наука управления" гг. XX века Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Форестер, Р. Люс, Л. Клейн В.К. Дмитриев, Г.А. Фельдман Л.В. Канторович, В.В. Новожилов, В.С. Немчинов
38 Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
39 Системный подход к управлению Обработка и преобразование входов (зависит от эффективности управления) Информация Материалы Капитал Трудовые ресурсы ВХОДЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫХОДЫ Продукция / услуги Прибыль Социальная ответственность Доля рынка Удовлетворенность работников Обратная связь
40 Два основных направления: 1.Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного и процессного подходов 2.Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ
41 70-80 гг. XX века: Ситуационный подход к управлению, стратегическое планирование 80-е годы XX века: Появление концепции «Организационная культура» 90-е годы XX века–настоящее время: Всеобщее(тотальное) управление качеством (TQM) Демократизация управления (участие работников в прибылях, в собственности, в управлении) Глобализация – усиление международного характера управления
42 Ситуация - это конкретный набор внутренних и внешних факторов, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время
43 Методология ситуационного подхода 1.Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления 2.Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия применения данной методики 3.Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию 4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями
44 Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей
45 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Формальные Неформальные
46 По формам собственности: частные государственные муниципальные другие
47 По отношению к прибыли: Коммерческие Некоммерческие
48 По размерам: крупные средние малые
49 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ Ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация) Зависимость от внешней среды Разделение труда: горизонтальное – разделение работы на составные части вертикальное – деятельность по координированию работы других людей Необходимость управления
51 РОЛЬ – это образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении деятельности, имеющей отношение к другим людям
52 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ ГЛАВА – церемониалы, встреча гостей, подписание юридических документов ЛИДЕР – руководство и мотивация подчиненных, обучение, коммуникации с работниками СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО – переписка, участие в совещаниях на стороне, поддержание информационных связей внутри и за пределами организации
53 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ (НАБЛЮДАТЕЛЬ) – обработка всей почты, ознакомительные поездки, личные контакты РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ (ПРОВОДНИК) – рассылка почты по организациям, вербальные контакты для передачи информации ПРЕДСТАВИТЕЛЬ (ОРАТОР) – участие в заседаниях, обращение через средства массовой информации, речи, отчеты, записки
54 РОЛИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – инициация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников УСТРАНЯЮЩИЙ НАРУШЕНИЯ (ПОЖАРНЫЙ) – урегулирование споров, разрешение конфликтов, адаптация к кризисам во внешней среде РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕСУРСОВ – составление бюджетов, составление графиков работы, расстановка приоритетов ВЕДУЩИЙ ПЕРЕГОВОРЫ (ПОСРЕДНИК) – ведение переговоров, представление интересов своей организации
55 Уровни управления Инсти- туциональ- ный Управленческий Технический
56 Концептуальные навыки Человеческие навыки Технические навыки Уровни управления Высший Средний Низший Неруководящие работники (персонал)
57 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.