Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГригорий Воеводин
1 Экономика. Часть I. Курс лекций для студентов элитного технического образования Разработчик: доцент кафедры экономики ТПУ Борисова Людмила Михайловна
2 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. Экономические ресурсы и цели общества Тема 1
3 1.Предмет, функции и структура экономической науки 2.Методы исследования экономических явлений 3.Человеческие потребности. Пирамида А. Маслоу 4.Экономические ресурсы и проблема их ограниченности. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость ресурсов 5.Кривая производственных возможностей. Эффективное и рациональное использование ресурсов. Общественное разделение труда. Введение в экономику. Экономические ресурсы и цели общества
4 Предмет, функции и структура экономической науки ОБЪЕКТ изучения экономической теории ЭКОНОМИКА как особая сфера жизнедеятельности людей
5 Экономика – это: деньги; цены и изменение цен; доходы (зарплата, прибыль, рента); затраты; управление…
6 ЭКОНОМИКА – (от греч. «oikonomike») УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВОМ
7 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ изучает ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
8 потребности ресурсы потребление обмен распределение производство
9 Пирамида потребностей Маслоу
10 С развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству, при этом потребности растут быстрее производства благ. Закон возвышения потребностей:
11 Экономические ресурсы Природные (полезные ископаемые, водные, лесные, биологические и климатические ресурсы) – земля ; Трудовые (люди с их опытом, квалификацией, уровнем образования, способные производить товары и услуги) – труд ; Капитальные (созданные и накопленные средства производства: здания, сооружения, оборудование, машины, инструменты и т.д.) – капитал ; Предпринимательские способности (способности к организации производства) – предпринимательство ; Знания, технология, информация…
12 Закон редкости: Экономические блага и ресурсы ограничены как на каждый данный момент, так и с точки зрения возможностей их воспроизводства в будущем.
13 ПРОИЗВОДСТВО процесс использования ресурсов для создания продукта Экономические ресурсы = факторы производства
14 Факторы производства: ТРУДКАПИТАЛЗЕМЛЯПРЕДПРИНИМА- ТЕЛЬСТВО А. Смит, Ж.-Б. СэйА. Маршалл
15 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам экономической деятельности первичное (на уровне предприятия) вторичное (на уровне государства)
16 ОБМЕН движение продуктов и условий производства между субъектами экономической деятельности обмен деятельности (технологическое разделение труда) обмен продуктами (общественное разделение труда)
17 ПОТРЕБЛЕНИЕ удовлетворение потребностей за счет благ (созданных и не созданных в производстве) – цель экономической деятельности личноепроизводственное
18 Экономическая теория – это фундаментальная общественная наука, изучающая: 1. …использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества (К. Макконнелл). 2. …как общество с ограниченными ресурсами решает что, как и для кого производить (С. Фишер). 3. …хозяйство, управление хозяйством, отношения между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающие в процессе производства, обмена распределения, потребления продуктов и услуг (СЭС).
19 Тема 2 Предпринимательство как способ функционирования рыночной экономики 1. Содержание предпринимательской деятельности и предпринимательские способности 2. Экономическая организация. Природа фирмы 3. Фирма как способ организации предпринимательской деятельности 4. Классификация предприятий 5. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц 6. Порядок образования и ликвидации предприятия
20 1. Предпринимательская деятельность и предпринимательские способности С точки зрения экономической определенности предпринимательства современная наука различает три аспекта: Предпринимательство рассматривается как экономическая категория. Предпринимательство рассматривается как экономическая категория. Предпринимательство рассматривается как метод хозяйствования. Предпринимательство рассматривается как метод хозяйствования. Предпринимательство выступает как тип экономического мышления. Предпринимательство выступает как тип экономического мышления.
21 А. Маршалл впервые выделил предпринимательские способности в качестве особого фактора производства. А. Маршалл впервые выделил предпринимательские способности в качестве особого фактора производства. 1. Предпринимательская деятельность и предпринимательские способности
22 Для развития предпринимательства необходимо формирование и развитие предпринимательского пространства Предпринимательское пространство – это сумма трёх сфер: Правовой Правовой Социальной Социальной Экономической Экономической
23 1. Предпринимательская деятельность и предпринимательские способности Предпринимательство – это особый вид экономической активности (направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
24 СХЕМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ Зарождение предпринимательской идеи Экспертная оценка 3 и 4 этапов Принятие предпринимательского решения; подготовка к практической реализации идеи Расчет издержек производства Получение рыночной информации (спрос, предложение, цены) Первичная экспертная оценка идеи
25 Выполняемые предпринимателем функции: – соединение факторов производства в процесс производства; – определение стратегии и тактики поведения фирмы; – принятие на себя ответственности и риска; – внедрение новых продуктов, технологий, форм организации дела. 1. Предпринимательская деятельность и предпринимательские способности
26 Предприниматель – это: Время 15 % - изобретатель 30 % - бизнесмен 40 % - менеджер 15 % - исполнитель
27 Субъекты предпринимательской деятельности: – частные лица, – коллективы, – государство в лице его соответствующих органов и государственных предприятий. 1. Предпринимательская деятельность и предпринимательские способности
28 2. Экономическая организация. Природа фирмы Два основных подхода к экономической организации: 1. Глобальное видение организации – К. Эрроу. К. Эрроу. 2. Конструктивистский подход.
29 2. Экономическая организация. Природа фирмы Кеннета Эрроу: "рыночная экономика - одна большая организация" Альфред Маршалл: "Организация – это промышленность: индустриальная организация обозначает форму общественной системы, в которой экономическая деятельность автономна, что типично для рыночной экономики"
30 2. Экономическая организация. Природа фирмы Три основных принципа любой экономической организации: органический органический технологический технологический управленческий управленческий
31 2. Экономическая организация. Природа фирмы Признаки Организации: совокупность участников; совокупность участников; согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное, относительно некоторых целей и средств (контракты, увольнение, забастовки и т.д.); согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное, относительно некоторых целей и средств (контракты, увольнение, забастовки и т.д.); формальная координация формальная координация
32 2. Экономическая организация. Природа фирмы Институты - совокупность социально- экономических правил, над которыми индивиды или группы индивидов в основном не властны, как в краткосрочном, так и в среднесрочном плане. Рынок - это механизм передачи прав собственности с точки зрения современной теории.
33 2. Экономическая организация. Природа фирмы Трансакционные издержки - издержки функционирования системы обмена, или то, во что обходится использование рынка, чтобы обеспечить размещение ресурсов и передачу прав собственности. Они подразделятся на четыре основных группы: 1. Издержки вычленения. 1. Издержки вычленения. 2. Издержки информации. 2. Издержки информации. 3. Издержки поведения. 3. Издержки поведения. 4. Издержки масштаба. 4. Издержки масштаба.
34 3. Фирма как способ организации предпринимательской деятельности Предприятие – юридическое лицо это самостоятельная хозяйственная единица, созданная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.
35 Физическое лицо – это гражданин, который единолично занимается предпринимательской деятельностью. 3. Фирма как способ организации предпринимательской деятельности
36 Основными характерными чертами предприятия являются: производственно-техническое единство производственно-техническое единство организационное единство организационное единство экономическое единство экономическое единство 3. Фирма как способ организации предпринимательской деятельности
37 Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права. земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права.
38 Жизненный цикл предприятия
39 Порядок организации предприятия
40 4. Классификация предприятий 1. По типу организации можно выделить три основных типа фирм: Компании с одним владельцем Компании с одним владельцем Партнерства Партнерства Корпорации Корпорации
41 4. Классификация предприятий 2. В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: Коммерческие организации Коммерческие организации Некоммерческие организации Некоммерческие организации
42 4. Классификация предприятий 3. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп: Производственные предприятия Производственные предприятия Предприятия, производящие услуги за плату Предприятия, производящие услуги за плату Предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау) Предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау) Предприятия, занятые сдачей в пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества. Предприятия, занятые сдачей в пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества.
43 4. По формам собственности предприятия подразделяются на: Частные Частные Государственные Государственные Смешанные Смешанные 4. Классификация предприятий
44 5. По размерам предприятия подразделяются на: Малые Малые Средние Средние Крупные Крупные
45 4. Классификация предприятий Субъектами «малого предпринимательства» являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельный уровень: в промышленности 100 человек; в промышленности 100 человек; в строительстве 100 человек; в строительстве 100 человек; в сфере транспорта 100 человек; в сфере транспорта 100 человек; в сельском хозяйстве 60 человек; в сельском хозяйстве 60 человек; в научно-технической сфере 60 человек; в научно-технической сфере 60 человек; в оптовой торговле 50 человек; в оптовой торговле 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек. в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.
46 4. Классификация предприятий 6. По признаку доминирующего факторы производства выделяют: трудоёмкие; трудоёмкие; капиталоёмкие; капиталоёмкие; материалоёмкие; материалоёмкие; наукоёмкие предприятия. наукоёмкие предприятия. 7. По отраслевой принадлежности: промышленные, промышленные, сельскохозяйственные, сельскохозяйственные, торговые, торговые, транспортные, транспортные, банковские, банковские, страховые и т.д. страховые и т.д. 8. По правовому статусу: хозяйственные товарищества и общества; хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальные предприниматели. индивидуальные предприниматели.
47 Рынок, его механизмы и функции Тема 3-1
48 Вопросы: 1. Понятие рынка, его виды и условия возникновения 2. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса 3. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения 4. Рыночное равновесие. Равновесная цена. 5. Эластичность спроса и эластичность предложения, факторы их определяющие
49 Понятие рынка Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров. Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров.
50 Модель экономического оборота продуктов и доходов
51 Разновидности классификаций рынков С точки зрения отдельных товарных групп (рынок нефти, компьютерный рынок и т.д.) С точки зрения отдельных товарных групп (рынок нефти, компьютерный рынок и т.д.) По степени зрелости (развитый, формирующийся) По степени зрелости (развитый, формирующийся) По степени конкуренции (совершенно конкурентный – монополистический) По степени конкуренции (совершенно конкурентный – монополистический) По территориальным границам и масштабам (местный, национальный (внутренний), мировой (внешний)) По территориальным границам и масштабам (местный, национальный (внутренний), мировой (внешний)) С точки зрения соответствия законодательства: легальный (белый), полулегальный (серый), нелегальный (черный) С точки зрения соответствия законодательства: легальный (белый), полулегальный (серый), нелегальный (черный)
52 Рынки Рынок товаров Розничный рынок Оптовый рынок Финансовый рынок Рынок денегРынок капитала Рынок ценных бумаг первичный Рынок первичной эмиссии Рынок последующих эмиссий вторичный Биржевой рынок Внебиржевой рынок Рынок индивидуальных кредитов Рынок факторов производства Рынок земли Рынок труда Рынок средств производства
53 Основные условия возникновения рынка Общественное разделение труда и специализация Общественное разделение труда и специализация Экономическая обособленность субъекта. Частная собственность. Экономическая обособленность субъекта. Частная собственность. Величина трансакционных издержек Величина трансакционных издержек Свободный обмен ресурсами Свободный обмен ресурсами
54 Спрос Желание и возможность потребителей приобрести определенное количество продуктов по некоторой цене из возможных в течении определенного периода времени Желание и возможность потребителей приобрести определенное количество продуктов по некоторой цене из возможных в течении определенного периода времени
55 КРИВАЯ СПРОСА (DEMAND) КОЛИЧЕСТВО (Q) КОЛИЧЕСТВО (Q) ЦЕНА (Р) ЦЕНА (Р)
56 КРИВАЯ СПРОСА (DEMAND) Q P D D
57 Закон спроса На рынке существует обратная зависимость между ценой и количеством спроса, т. е. при прочих равных условиях снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, а возрастание цены – к уменьшению величины спроса. На рынке существует обратная зависимость между ценой и количеством спроса, т. е. при прочих равных условиях снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, а возрастание цены – к уменьшению величины спроса.
58 Принцип убывающей предельной полезности В любой данный период времени покупатель получает меньше полезности от каждой последующей, дополнительной единицы продукта В любой данный период времени покупатель получает меньше полезности от каждой последующей, дополнительной единицы продукта
59 Эффект дохода при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от потребления альтернативных товаров. при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от потребления альтернативных товаров.
60 Эффект замещения При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно дороже. При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно дороже.
61 Неценовые факторы, влияющие на спрос 1. вкусы и предпочтения потребителей 2. число потребителей на рынке 3. доходы потребителей 4. цены взаимосвязанных товаров 5. ожидания покупателей относительно цен и доходов Q D D D D P
62 Предложение Определенное количество продуктов, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене в течении определенного периода времени. Определенное количество продуктов, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене в течении определенного периода времени.
63 Пример 1 Студенты Юра, Оля, Катя, Маша, Саша и Владислав собираются готовить абитуриентов к поступлению в ТПУ. Для этого нужно получить лицензию. Юра готов заплатить за одну лицензию не более 700 руб., Оля – не более 900, Катя и Саша – 800, Маша – 300, Владислав 500 р. Студенты Юра, Оля, Катя, Маша, Саша и Владислав собираются готовить абитуриентов к поступлению в ТПУ. Для этого нужно получить лицензию. Юра готов заплатить за одну лицензию не более 700 руб., Оля – не более 900, Катя и Саша – 800, Маша – 300, Владислав 500 р. Изобразите графически суммарную кривую спроса студентов на лицензию. Изобразите графически суммарную кривую спроса студентов на лицензию.
64 Решение QP P Q
65 КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (SUPPLY) КОЛИЧЕСТВО (Q) КОЛИЧЕСТВО (Q) ЦЕНА (Р) ЦЕНА (Р)
66 КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (SUPPLY) Q P S S 80
67 Закон предложения Чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы, и наоборот. Чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы, и наоборот.
68 Неценовые факторы, влияющие на предложение цены на ресурсы, цены на ресурсы, технология производства; технология производства; ценовые и дефицитные ожидания агентов рынка, ценовые и дефицитные ожидания агентов рынка, размер налогов и субсидий, размер налогов и субсидий, цены на другие товары, цены на другие товары, число продавцов на рынке. число продавцов на рынке. Q P S S S S Смещение кривой предложения
69 Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Равновесная цена – это та цена, которая позволяет продать все количество товара, которое производители при данной цене согласны произвести.
70 РАВНОВЕСИЕ Q P D D S S ДЕФИЦИТ ИЗБЫТОК Е
71 Равновесие на рынке P E = P S = P D, P E = P S = P D, где P E – цена равновесия; P S – цена предложения; P D – цена спроса. Q E = Q S = Q D, Q E = Q S = Q D, где Q E – объем равновесный; Q S – объем предложения; Q D – объем спроса. P D S E Q QEQE PEPE дефицит D S излишек
72 Влияние колебания спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество – увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара; – уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара; – рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара; – сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара. P D S E Q QEQE PEPE дефицит D S излишек
73 Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам. Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.
74 Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению его цены. Точечная эластичность:
75 Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке: Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке:
76 Спрос эластичный: Спрос неэластичный: Спрос единичной эластичности: Спрос абсолютно эластичный: Спрос абсолютно неэластичный:
77 Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене 1) наличие заменителей; 2) степень насущности потребности в данном товаре; 3) удельный вес в доходе потребителя; 4) качество товара и размер дохода потребителя; 5) степень ограниченности доступа к товару; 6) ожидания потребителей; 7) фактор времени.
78 Практическое применение теории ценовой эластичности: Эластичность спроса важно учитывать фирмам при выборе цены. Эластичность спроса важно учитывать фирмам при выборе цены. При выборе объектов налогообложения. При выборе объектов налогообложения. При решении вопроса о правительственной поддержке той или иной отрасли При решении вопроса о правительственной поддержке той или иной отрасли и т.д.
79 Эластичность спроса по доходу
80 1. Товары первой необходимости 2. Предметы роскоши 3. Низкокачественн ые товары
81 Перекрестная эластичность спроса
82 Эластичность спроса по доходу Если Е DI >0, - то это взаимозаменяемые блага (субституты) Если Е DI >0, - то это взаимозаменяемые блага (субституты) Если Е DI
83 Эластичность предложения Факторы, влияющие на эластичность предложения: степень загрузки производственных мощностей, степень загрузки производственных мощностей, размер товарных запасов, размер товарных запасов, наличие свободной рабочей силы, наличие свободной рабочей силы, возможность перелива капитала и т. д. возможность перелива капитала и т. д._____________________ фактор времени.
84 Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение рынка. 2. Назовите основных субъектов рынка. 3. Что такое спрос, предложение, равновесие? 4. Сформулируйте законы спроса и предложения; постройте кривые спроса и предложения. 5. Напишите 4 известные вам формулы эластичности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.