Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТамара Тимачева
1 Диффузия инноваций в образовании И.В.Абанкина, проф. Директор Института развития образования НИУ-ВШЭ
2 Образование в современной экономике, основанной на знаниях На каком рынке работает образование? Какой тип ресурсов использует? Какой тип взаимодействия становится ключевым? Для креативной постиндустриальной экономики характерна кластерная модель как модель содружества независимых компаний и учебных заведений, связанных отношениями сотрудничества и конкуренции, а также нередко общностью территории. Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности (UK Creative Industries Taskforce, 1998) Креативные индустрии
3 поликультурная среда и толерантностьполикультурная среда и толерантность лидеры и лидерство лидеры и лидерство новые технологии менеджмента новые технологии менеджмента творческое начало, глубина культурных традиций и умение их поддерживать творческое начало, глубина культурных традиций и умение их поддерживать тиражирование и коммерческая эксплуатация, обеспечивающие доступность ресурсов тиражирование и коммерческая эксплуатация, обеспечивающие доступность ресурсов навыки конструктивного диалога навыки конструктивного диалога развитие гуманитарного знания развитие гуманитарного знания Точки опоры креативности в меняющемся глобальном мире
4 Проблемы: недружелюбность средынедружелюбность среды дефицит образовательной инфраструктурыдефицит образовательной инфраструктуры недостаточная развитость правовой базынедостаточная развитость правовой базы неразвитость механизмов финансовой и налоговой поддержки развития кластеровнеразвитость механизмов финансовой и налоговой поддержки развития кластеровУгрозы: Россия «выпадает» из глобальных процессов становления инновационной и креативной экономики, к которой относится и сама система образования,Россия «выпадает» из глобальных процессов становления инновационной и креативной экономики, к которой относится и сама система образования, темп повышения экспорта образовательных программ и технологий крайне низок,темп повышения экспорта образовательных программ и технологий крайне низок, Россия фактически не участвует в международном рынке профессионального образования.Россия фактически не участвует в международном рынке профессионального образования.
5 Позиционирование учебных заведений Ролевая позиция Роль лидера Роль инноватора, разработчика Роль транслятора Роль репертуарщика Уровень позиционирования Международный – федеральный – региональный Для креативной экономики характерно позиционирование и конкурирование на глобальном уровне Соотношение с ресурсными возможностями
6 ? учреждения Цель - достижение конкурентоспособного образования Институциональный выбор Кто способен справиться с этими задачами? Образовательные учреждения? Региональные органы власти? Местное самоуправление? Общественные организации? Органы контроля и надзора? Институциональный выбор Опора на бюрократию или лидерство Ручное управление или автономия Экономическая эффективность или социальная справедливость
7 Особенности инноваций в образовании Во-первых, инновации в образовании не могут создавать конкурентное преимущество, формировать центр превосходства для кого-либо в отдельности. Они должны носить системный характер. Инновации в образовании только тогда становятся инновациями, когда они имеют институциональный характер. Во-вторых, инвестирование в инновации в образовании имеет характерные особенности – ключевым инвестором следует признать государство. Частные инвесторы могут быть партнерами государства в инвестировании в развитие образования, но невозможно исключить государство как ключевого стейкхолдера в образовании. В-третьих, результат инноваций в образовании носит отложенный и слабо прогнозируемый характер. Слабая прогнозируемость эффекта от инновации (в том числе экономического эффекта) связывается с особенностями распространения, но не результата инновации для бизнес-сферы как такового. Сам по себе содержательный результат инновации для бизнес-сферы определен. В образовании степень неопределенности на порядок выше. Институциональность, инвестирование, неопределенность
8 Диффузия инноваций Резистентность (сопротивление) среды профессиональное сообщество, сцепленное профессиональной этикой, квалификационными стандартами и корпоративными интересами, массовое сознание, отличающееся фрагментарностью, архаичностью, обратной перспективой во взглядах на образование, властные структуры (как основной инвестор в условиях провала рынка и общественного характера образования как блага) бизнес-сообщества, имеющего имманентные цели и собственный язык описания деятельности. Фокусы резистентности
9 Институциональный выбор Ресурсы: Что является ограниченным ресурсом в условиях информационного и коммуникационного расширения? Время на достижение результата Оптимальная траектория Коды доступа к сервисам, навигаторы, карты в виртуальном пространстве Синергия образования Расширяющееся пространство образовательных ресурсов
10 Спасибо за внимание И.В.Абанкина, проф. Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.