Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПотап Фалелеев
1 Теория статистики Социально-экономическая статистика Луппов А.Б. проф., зав. кафедрой бизнес-статистики департамента статистики, анализа данных и демографии
2 Литература Суринов А.Е. и др. Статистика: Учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2005 Елисеева И.А., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. Учебник. – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2004 Сигел Э. Практическая бизнес-статистика: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс»,
3 Тема 1 Статистическое исследование и организация статистического наблюдения 3
4 Статистика теоретическая и прикладная наука 4 Статистика Естественнонаучно е направление Общественная наука Теория вероятностей Математическая статистика Теория концентрации … Системы показателей Методология организации и проведения обследований Отрасли статистики …
5 Понятие статистики как общественной науки Потребность в количественной информации о качественно определенных массовых социально-экономических явлениях и процессах, представляется неограниченной Статистика имеет целью сбор, упорядочение, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям Статистика – это социальная физика 5
6 Понятие статистики как общественной науки Статистикой также называют разного рода числовые данные, характеризующие различные стороны общественной жизни Для удовлетворения потребности в информации специализированные государственные и негосударственные организации регулярно собирают необходимые сведения – первичные данные 6
7 Основные черты предмета статистики Статистика исследует: не отдельные факты, а массовые явления и процессы, их количественную сторону Структуру явлений изменение уровня и структуры явления во времени (динамика) 7
8 Объект, предмет и метод статистики Объект статистического исследования – целевая генеральная совокупность элементов Предмет статистики - размеры и количественные соотношения социально- экономических явлений, закономерности их связи и развития Метод статистики - массовые наблюдения 8
9 Важнейшие категории и понятия статистики Генеральная совокупность Признак Показатель Вариация Группировка Статистическая закономерность 9
10 Типы наблюдаемых признаков Статистические признаки (переменные) различаются в зависимости от шкалы измерения: Качественные признаки: - номинальные (национальность) - порядковые (крупные, средние, малые и микропредприятия) Количественные признаки: - дискретные (возраст) - непрерывные (ежемесячный доход индивида) 10
11 Статистическое исследование Статистическое исследование - процесс получения и изучения количественных характеристик социально-экономических явлений на основе применения статистических методов и систем статистических показателей Системы статистических показателей - стандартные наборы характеристик для описания конкретных явлений 11
12 Статистическое наблюдение Статистическое наблюдение – этап статистического исследования. Состоит в планомерном, научно организованном и, как правило, систематическом сборе данных о явлениях общественной жизни путем регистрации заранее намеченных признаков с целью получения в дальнейшем обобщающих характеристик этих явлений 12
13 13
14 Формы статистического наблюдения Отчетность – организационная форма статистического наблюдения, при которой сведения поступают в государственные органы в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам государственного статистического наблюдения Источником сведений, как правило, являются первичные учетные записи в документах бухгалтерского и оперативного учета 14
15 Формы статистического наблюдения Специально организованное статистическое наблюдение - это сбор сведений путем проведения: Переписей Единовременных сплошных учетов Обследований и опросов 15
16 Статистический инструментарий Программа статистического наблюдения - перечень признаков, регистрируемых в процессе наблюдения Формуляр (вопросник, анкета) наблюдения - разграфленный лист(ы) бумаги, содержащий перечень вопросов программы наблюдения и свободные места для записи ответов Инструкция - разъяснения по заполнению ответов 16
17 Виды статистического наблюдения По характеру регистрации данных во времени различают наблюдения: Непрерывные Периодические Единовременные По степени охвата единиц изучаемой совокупности различают наблюдения: Сплошные несплошные 17
18 Виды несплошного наблюдения Основной массив Выборочное наблюдение – отбор и наблюдение некоторой части единиц изучаемой совокупности Случайная выборка дает научно- обоснованные данные о параметрах изучаемой совокупности Монографическое наблюдение: например, аудит бизнеса 18
19 Первоисточники сведений По источникам сведений различают наблюдения: Непосредственное (регистраторы фиксируют факты) Документальное (на основе корпоративной документации сотрудники фирмы заполняют отчетность) Опрос/анкетирование Например, ответы на поставленные вопросы записываются со слов респондента 19
20 Программно-методологические вопросы Объект статистического наблюдения – это та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения Единица наблюдения - составной элемент объекта наблюдения, который является носителем регистрируемых признаков Также различают отчетные единицы и единицы анализа: Организация (юр. лицо) – персонал Домашнее хозяйство - индивиды 20
21 Программно-методологические вопросы Программа статистического наблюдения - перечень признаков, регистрируемых в процессе наблюдения Требования к программе наблюдения: Только существенные признаки Полнота собираемых сведений На вопросы действительно можно получить объективные и точные ответы Контрольные вопросы служат целям проверки и уточнения сведений 21
22 Ошибки статистического наблюдения Ошибка статистического наблюдения – это разница между данными наблюдения и действительными значениями изучаемых характеристик Ошибки обусловлены основными источниками погрешности на этапах статистического наблюдения 22
23 Ошибки статистического наблюдения Ошибки регистрации (или измерения) возникают из-за неправильного установления фактов в процессе наблюдения Источники происхождения: - интервьюер - респондент - формуляр наблюдения - способ получения информации (по почте, по телефону, непосредственный контакт интервьюера с респондентом и т.д.) 23
24 Ошибки статистического наблюдения Случайные ошибки регистрации: - Например, опрашиваемый мог оговориться, а регистратор мог ослышаться Систематические ошибки регистрации возникают под воздействием вполне определенных причин В каждом случае они действует в одном и том же направлении и приводят к серьезным искажениям результатов 24
25 Ошибки, связанные с выборкой Результаты выборочного наблюдения всегда отличаются от истинных неизвестных значений показателей Систематические ошибки выборки имеют место, когда нарушен принцип случайности отбора в выборку Случайные ошибки присущи выборочному наблюдению и допустимы, если достаточно малы Случайные ошибки можно оценить по данным выборки 25
26 Контроль и редактирование собранных данных Логический и арифметический контроли: Поиск ошибок, пропусков и нетипичных значений Собранные данные наблюдения проходят процедуру редактирования: - корректировка ошибок - импутация (заполнение) пропусков, вызванных неответами респондентов 26
27 Концепция качества результатов проведения обследований Современная концепция качества статистических данных включает два аспекта: Степень удовлетворенности пользователей собственно статистический «технический» аспект 27
28 Концепция качества результатов проведения обследований Достоверность – разница между опубликованным значением показателя и его истинным значением Зависит от процесса сбора и обработки данных Точность характеризует размер вариации значений оценки показателя в зависимости от сформированной выборки объектов наблюдения 28
29 Концепция качества результатов проведения обследований Соответствие полученной и требующейся пользователям статистики Своевременность представления данных – приемлемая для пользователей продолжительность периода времени, проходящего от описываемого события до момента публикации соответствующих данных 29
30 Концепция качества результатов проведения обследований Доступность – возможность и удобство для пользователей получить готовые данные: приемлемость формы (носители) распространяемых данных Детальность метаданных (информации о данных) Информированность пользователей о возможности и средствах получения интересующих их данных 30
31 Концепция качества результатов проведения обследований Интерпретируемость - возможность соотнесения статистических данных с целевым объектом исследования Степень интерпретируемости также определяется: - строгостью используемых статистических терминов и понятий - четкостью границ исследуемых совокупностей - простотой подготовки данных к анализу 31
32 Концепция качества результатов проведения обследований Согласованность: Непротиворечивость хронологической последовательности (в динамике) Логическая взаимосвязанность между результатами данного и других наблюдений, относящихся: - к одной исследуемой совокупности - одному и тому же периоду времени 32
33 Этапы организации и проведения обследования I.Принятие решения о проведении обследования анализ потребностей пользователей цели обследования: - система выходных показателей - макеты таблиц и графиков 33
34 Этапы организации и проведения обследования II. Планирование обследования Основа наблюдения Метод наблюдения Планирование выборки (для несплошного наблюдения) Разработка и тестирование инструментария наблюдения (программа наблюдения, анкета, инструкция по заполнению анкеты, программное обеспечение) 34
35 Этапы организации и проведения обследования III. Сбор данных Источники данных: единица наблюдения, отчетная единица, единица анализа Оснащение и обучение интервьюеров Меры по снижению уровня непредставления сведений Проведение наблюдения 35
36 Этапы организации и проведения обследования IV. Ввод и обработка данных Преобразование собранных сведений в форму, пригодную для обработки на компьютере Процедуры: - контроля данных. Поиск: пропусков, ошибок и нетипичных значений - автоматизированное редактирование и импутация 36
37 Этапы организации и проведения обследования V. Анализ данных и качество итогов Проверка качества итогов обследования: Соответствие полученной и требуемой статистики Достоверность и точность Своевременность Согласованность Логическая связность 37
38 Этапы организации и проведения обследования VI. Публикация: документирование и распространение результатов Метаданные публикации Стратегии распространения результатов Управление данными 38
39 Этапы организации и проведения обследования VII. Совершенствование (для периодических обследований) Адаптивность/гибкость Экспертиза на соответствие требованиям потребителей Управление качеством проведения обследования 39
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.