Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЮлия Яворовская
1 1 НИУ ВШЭ Факультет прикладной политологии I-й курс уч. г. КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Проф. А.Ю.Мельвиль при участии доц. М.Г.Миронюка и преп. И.М.Локшина
2 2 Лекция 8. Политические идеологии (I) 1.Классические концепции идеологии 2.Идеология и политика 3.Функции и структура политической идеологии 4.Проблема идеологического спектра
3 3 1. Классические концепции идеологии Этимология (греч.): эйдос – идея, понятие; логос – учение Плохой ассоциативный фон: доктринерство, схематизм, пропаганда… Как норма обыденного языка: идеология, идеологи, идеологизация – восприятие реальности сквозь призму частных (групповых) корыстных интересов Идеология, идеологичность – тенденциозность, искажение реальности
4 4 1. Классические концепции идеологии (продолж.) Из истории: Впервые – Антуан Дестют де Траси, французский философов времен Французской революции = ideologie как наука об идеях, их истоках, эволюции, особенностях С нач. XIX в. – осуждающий оттенок: Наполеон об идеологах как либеральных интеллектуалах, чьи взгляды оторваны от реальности 2 классические модели – Карл Маркс ( ) и Карл Маннгейм( ) об идеологии Маркс – первая мощная парадигма: идеология как «ложное сознание»
5 5 1. Классические концепции идеологии (продолж.) Предтеча – Фр.Бэкон ( ): учение об «идолах сознания», встроенных в восприятие и понимание реальности заблуждениях (на это обратил внимание К.Маннгейм) Идолы племени = общеродовые (групповые) заблуждения Идолы пещеры = индивидуальные заблуждения Идолы рынка = неверное использование слов Идолы театра = ложные идеи и учения, отвлекающие от познания реальности как пышные театральные представления
6 6 1. Классические концепции идеологии (продолж.) Маркс (1): идеология как «ложное сознание» – это идеи господствующего класса, который стремится оправдать и обосновать общественный строй, в котором он господствует Маркс (2): классовый подход – идеология (идеологии) как классовое явление, в котором проявляются и выражаются интересы разных классов Маркс (3):исторический материализм - формирование и эволюция идеологий обусловлены материальным базисом
7 7 1. Классические концепции идеологии (продолж.) По Марксу идеология и идеологизация: Особого типа идеологическая конструкция, согласно которой реальный мир – это воплощение идей, мыслей и представлений Тип мыслительного процесса, при котором его субъекты – т.е. сами идеологи – не сознают обусловленность своих идей материальными интересами определенных классов и создают иллюзорную картину реальности Ergo: в идеологии реальность предстает в «перевернутом» виде NB! = зачаток идеи о том, что одни и те же «идеи» могут использоваться разными классами в своих интересах
8 8 1. Классические концепции идеологии (продолж.) Энгельс: «Идеология – это процесс, который совершает т.наз. Мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах» Маркс и Энгельс: Идеология как извращенная форма сознания исчезнет лишь с окончательным исчезновением противоположностей классов Романтическая концепция миссии пролетариата как «освободителя» Поэтому – марксизм не идеология, а «наука» (!)
9 9 1. Классические концепции идеологии (продолж.) Ленин –vs. - Маркс: возможна «научная идеология» = «пролетарская идеология – учение научного социализма, т.е. марксизм» Ленин и политическая воля «Наука» недостаточна для преобразования социальной реальности Роль волевого революционного воздействия Мобилизующая роль идеологии (идеология «живет» в политическом действии) По Ленину: научная идеология: Научность и революционность Партийность всякой идеологии
10 10 1. Классические концепции идеологии (продолж.) К.Маннгейм (как оппонент Маркса и основоположник социологии знания) – вторая мощная парадигма: идеология и утопия Исходит из марксовой идеи о социальной обусловленности идеологии Идеология – социально обусловленная и социально значимая система идей, отстаиваемая определенным общественным слоем
11 11 1. Классические концепции идеологии (продолж.) Разные социальные функции идеологии по Маннгейму: Идеология – апологетическая функция (скрывает то, что нарушает данный социальный порядок): «Стремится к сохранению или постоянному репродуцированию существующего образа жизни» Утопия – критическая функция (разрушительная): «действует в направлении, неизбежно ведущем к уничтожению существующей структуры бытия» Мангейм: «Утопичность идей всегда выявляют представители господствующего слоя, находящиеся в полном согласии с существующим порядком; идеологичность - представители поднимающегося слоя, отношения которых к существующему порядку полны неприятия, вызванного самим их положением в данном обществе»
12 12 2. Идеология и политика Идеологии «живут» в политике (это их «дом») Органические связи и взаимовлияния идеологии и политики (идеологии влияют на политику и политика влияет на идеологии) Вопрос: как влияют (примеры и модели)? Политические интересы и потребности «направляют» идеологов? Субъекты политики – это и субъекты идеологической деятельности? Идеологические процессы могут «обгонять» политику? Могут ее «тормозить»? Деидеологизация и/или деполитизация?
13 13 2. Идеология и политика (продолж.) Д.Истон о политических идеологиях: «Артикулированные совокупности идеалов, целей и задач, которые помогают членам системы интерпретировать прошлое, понимать настоящее и предлагать образ будущего» К.Фридрих: «Идеологии – это системы идей, связанные с действием. Обычно они содержат программу и стратегию для ее реализации, и их главная функция в том, чтобы объединять организации, которые выстраиваются вокруг них… Идеологии – это совокупности идей, которые относятся к существующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы либо изменить его, либо защищать его»
14 14 2. Идеология и политика (продолж.) К.Фридрих: «Политическая идеология – это система верований, которая объясняет и оправдывает предпочитаемый для данного общества политический порядок, существующий или предполагаемый, а также предлагает стратегии (процессы, институализированные меры, программы) для его достижения» Политическая идеология = убеждения + действия Политическая идеология нацелена на прямое воздействие на политику (политическое поведение) К.Фридрих = «Идеи-в-действии» (!) Субъекты (носители) – группы, партии, движения и др.
15 15 2. Идеология и политика (продолж.) Разные типы отношений между идеологией и политикой: Неодинаковое влияние на реальную политику разных типов политических идеологий (степень «иллюзорности», «ложности») Степень «идеологизма» (как несоответствия реальности) Неоднозначность соотношения идеологии и социальных интересов На основе одной идеологической традиции – разные идеологии, обслуживающие разные социальные группы и политические силы Несовпадение социальной базы и социальной функции политической идеологии Одна традиция – разные идеологии; разные традиции – одна идеология…
16 16 2. Идеология и политика (продолж.) Вспомним: Маркс об использовании одних идей разными общественными силами (классами) в разных целях и интересах Л.Фойер: «Закон крыльев» = всякая политическая идея в своей эволюции проходит все политические фазы – «слева направо» или наоборот, обслуживая разные политические силы Вопрос: приведите примеры…
17 17 3. Функции и структура политической идеологии Функции: Интеграционная (социализация) Мобилизационная (сплочение социальных групп вокруг идеи или лозунга и побуждение к действию); Д.Белл = перевод идей в социальные действия Легитимизирующая (обоснование и оправдание) Когнитивная (задает параметры политического восприятия); Х.Арендт = «шестое чувство» + самоидентификация (индивидов, групп, наций) Нормативная (задает нормы социального поведения, систему политических ориентаций)
18 18 3. Функции и структура политической идеологии (продолж.) Структура политической идеологии: система идей разного типа – от концепций до лозунгов «Ядро» и «оболочка» (вокруг базовых принципов) Эмпирические и нормативные компоненты Всегда – системность; никогда – научность Абстрактность (не «картина», а модель) Исключительность и универсальность («истина»)
19 19 3. Функции и структура политической идеологии (продолж.) Тенденция к ритуализации («герои», «пророки», ритуалы, «документы»…) Сопротивление переменам и подверженность изменениям Генезис – возникают в условиях общественных кризисов и прежде всего в тех слоях, которые отвергают существующие условия и господствующие идеи
20 20 4. Проблема идеологического спектра Есть ли внутренняя связь и логика отношений между различными политическими идеологиями? «Правые» и «левые» идеологии – разделение со времен Французской революции Летом 1789 г. на заседании Национальной ассамблеи рассадка трех групп в форме «подковы»: справа – консерваторы (за старые привилегии, против перемен); слева –радикалы (за свободу и равенство); в центре – либералы (за представительное правление)
21 21 4. Проблема идеологического спектра (продолж.) Ситуационный характер «право-левого» спектра (по отношению к демократии? По отношению к рынку?) «Либералы» – «Консерваторы» и «Центр» в западной политической традиции «Левый радикализм» и «правый радикализм» (по отношению к целям) «Правый» и «левый» экстремизм = в отношении средств Спектр политических идеологий как «круг» (проблема анархизма) Подробнее – на след. лекции
22 22 Литература «Мир политической науки. Категории» (Лекция 21) Э.Хейвуд «Политология» (Гл. 3) И.Берлин «Две концепции свободы» (Ридер) К.Маркс, Ф.Энгельс «Манифест коммунистической партии» (Ридер) М.Оукшотт «Рационализм в политике» (Ридер) Д.С.Милль «О свободе» (Ридер) Э.Берк «Размышления о революции во Франции» (Ридер)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.