Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЮлия Наслузова
1 1 Словоизменение или словообразование? Inflection vs. derivation
2 2 Основной вопрос: Как провести границу между словоизменением и словообразованием? каменный - часть парадигмы лексемы камень? сидящий – часть парадигмы лексемы сидеть? nicely – часть парадигмы лексемы nice? (Haspelmath&Sims 2010)
3 3 Лексема или словоформа? «Образование нового понятия» Но во множестве конкретных случаях это слабо помогает нам решить вопрос. nicely – «то же понятие», что nice, или новое? разговориться – «то же ли понятие», что разговорить? домик – не «то же ли понятие», что дом?
4 4 Словоизменение (inflectional morphology) Словоизменительная (грамматическая) категория – набор значений, которые: взаимно исключают друг друга в любом контексте присутствует хотя бы одно из значений данной категории (обязательность по Якобсону, грамматическое значение по Зализняку) Функциональной альтернативой словоизменению служат порядок слов и служебные слова.
5 5 Словообразование (derivation) Словообразовательное значение ничему не противопоставлено, отсутствие морфологического показателя не обязательно указывает на отсутствие соответствующей семантики: домик «можно назвать» домом функциональной алтернативой словообразованию служит словосочетание (маленький дом)
6 6 Локус выражения Словообразовательные значения выражаются ближе к корню, чем словоизменительные: (Inflection-Derivation-)Root-Derivation-Inflection ребят-ишк-и
7 7 Продуктивность Словоизменение абсолютно продуктивно и более регулярно Словообразование менее продуктивно и менее регулярно Ср. русские nomina actionis и nomina agentis
8 8 Типы значений Синтаксические и абстрактно- семантические значения выражаются словоизменительными категориями именно поэтому мы считаем словоизменением (а не синтаксисом) аналитические конструкции – например, конструкции со вспомогательным глаголом – которые с формальной точки зрения являются словосочетаниями, ср. также: стою в коридоре, курю > стою-курю в коридоре > sto fumando nel corridoio
9 9 Типы значений При этом переход из части речи в часть речи (вполне абстрактное и синтаксическое значение) считается словообразованием Более того, считается, что словоизменение как раз не умеет этого делать (за исключением тех случаев, когда он полностью регулярен и продуктивен (причастия, конвербы) и нам не остается ничего другого)
10 10 Типы значений Еще одна проблемная зона – актантные деривации, смена набора аргументов каузатив – добавляется Агенс Jeanne dance > Je fais dancer à Jeanne медий – уменьшается количество аргументов Дом строится, Витя моется пассив – удаляется (или уходит на второй план) Агенс amata nobis quantum amabitur nulla любимая нами, как не будет любима ни одна (другая)
11 11 (Не)композициональность Словообразование может быть идоматичным, значение не вполне предсказуемо из частей почему подбросить, подкинуть, подложить, подсунуть, но не (в том же смысле) подвесить, пододвинуть? Словоизменение вполне композиционально грамматическое значение тоже может «взаимодействовать» с семантикой основы, но обычно такое взаимодействие более прозрачно
12 12 (Не)композициональность Агульский (взаимодействие семантики грамматического показателя с семантикой основы существительного): мн.ч. имена собственные топонимы имена веществ другие существительные X и его группа Жители X-а много (разного) X-а обычная («аддитивная») множественность
13 13 Рекурсивность В словообразовании возможно последовательное приписывание одного и того же словообразовательного значения «Двойные» диминутивы (но разные модели) старуха – старушка - старушонка
14 14 Рекурсивность Двойные каузативы (агульский): ħadad.a zun gada.ji-w ħabaw.a-s grandfather(erg) I(erg) son-apud grandmother-dat ke ǯ lik.a-s q.a-s q.u-ne letter(nom) write.ipf-inf do.ipf-inf do.pf-pft Дедушка заставил меня (велел мне, сделал так чтобы я) заставить сына (велеть сыну, сделать так чтобы сын) написать письмо бабушке
15 15 Рекурсивность Рекурсивность обычно считается признаком словообразования, однако есть по крайней мере один случай, когда она сильно смахивает на словоизменение: di-b мой I.Obl-Gen.N di-b- ɬ :i- ɬ : того, который мой I.Obl-Gen.N-Obl-Gen di-b- ɬ :i- ɬ :- ɬ :i- ɬ : того, который того, который мой I.Obl-Gen.N-Obl-Gen-Obl-Gen
16 16 Итог: Основная проблема разграничения словоизменения и словообразования (на мой взгляд) заключается в противоречии между критерием «внутри парадигмы» vs. «вне парадигмы» (где основным критерием можно считать регулряность и продуктивность) и функциями рассматриваемой морфологической операции (где центральным критерием является обязательность и тип значения)
17 17 Итог: Слишком часто функционально не словоизменительная категория «влезает» внутрь парадигмы (т.е. словообразовательная функция получает регулярное и продуктивное выражение – образование причастий) Реже, но бывает, что функционально словоизменительная категория ведет себя не очень хорошо с точки зрения парадигмы (например, высокая степень нерегулярности категории числа в арабском)
18 18 Addenda Хаспельмат о двух взглядах на соотношение между словоизменением и словообразованием: split-mophology vs. continuum approach
19 19 Двухчастная модель Многие формальные модели помещают синтаксис между словарем и приписыванием словоизменительных признаков: правила словообразования работают до синтаксиса, а правила словоизменения – после: 1. Взяли «готовые» лексемы (как простые, так и производные, т.е. после словообразования) из словаря 2. Построили синтаксическое представление предложения, приписали в представлении необходимые грамматические признаки 3. Применили словоизменение в соответствии с приписанными в дереве грамматическими признаками
20 20 Двухчастная модель Плюс – позволяет объяснить, почему словообразовательные морфемы ближе к корню, чем словоизменение (они раньше применяются) Минус – семантическое (например, число) и синтаксическое (например, падеж) словоизменение ведет себя в этом отношении по-разному, что в рамках двухчастной модели необъяснимо
21 21 Двухчастная модель Альтернативное и более точное обобщение: чем «семантичнее» значение, тем ближе к корню: 1. словообразование (образование новой лексемы – нового коцепта) 2. семантическое словоизменение (образование словоформы с дополнительным значением) 3. синтаксическое словоизменение (образование словоформы, требуемой контекстов) Армянский: ընկերություններին дружб ənke ɾ -ut ʰ jun-ner-i friend-Nmlz-Pl-Gen 12 3
22 22 Градуальная модель Набор признаков, имеющих разную природу...
23 23 Градуальная модель... но согласуемых между собой в виде типологической иерархии: Если тот или иной показатель кумулятивен (cum), то он также обязателен (obl), продуктивен (unl) и композиционален (cm) – и так далее
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.