Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДенис Лохтин
1 Социальный капитал как фактор развития общества Тема 2 Социальный капитал как фактор развития общества Научно-исследовательский семинар «Культура, психология, экономика: взаимосвязь и взаимозависимость» Москва, 2007
2 Капитал – это накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм. (В.В. Радаев)
3 Определения социального капитала: уходящие в глубь истории традиции социального взаимодействия, предполагающие нормы взаимности и доверия между людьми, широкое распространение различного рода добровольных ассоциаций и вовлечение граждан в политику ради решения стоящих перед обществом проблем (Р.Патнэм); совокупность актуальных или потенциальных ресурсов, связанных с наличием крепких сетей связей, более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания (П.Бурдье); ресурсы, которые акторы получают из специфических социальных структур и используют, исходя из своих интересов (У.Бейкер); дружеские контакты между коллегами по службе и более широкие контакты, благодаря которым вы можете использовать свой финансовый и человеческий капитал (Р.Барт); способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или в более широкой социальной структуре (А.Портес); «клей», позволяющий мобилизовать дополнительные ресурсы отношений на основе доверия людей друг другу (М.Пелдем); совокупность отношений, которые связаны с ожиданием того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций (В.Радаев).
4 Структура социального капитала Доверие (основа социального капитала) Идентичность (групповая, гражданская, этническая) Аутгрупповая толерантность
5 Доверие есть динамическая характеристика взаимоотношений индивидов или групп, основанная на взаимной искренности и честности. Радиус доверия категория, определяющая круг лиц (или социальных групп), входящих в единую систему доверительных отношений. Ф. Фукуяма отмечает, что определенным запасом социального капитала обладает любое общество, значительные различия между ними обусловлены именно радиусом доверия. Недоверие нельзя рассматривать как просто недостаток доверия – это разные категории.
6 Измерение доверия Измерение доверия Модель Р. Левицки, М. Стивенсона и Б. Банкера а) доверие, основанное на расчете (оценивается по степени согласия с такими суждениями, как: поведение этого человека соответствует моим ожиданиям; этот человек делает то, что он обещал; я наслышан от других людей о его хорошей репутации и т.п.) б) доверие, основанное на знании (примеры утверждений: у меня достаточный опыт общения с этим человеком; мне кажется, что я хорошо его знаю; мне кажется, я достаточно точно могу предсказать его поведение и т. п); в) доверие, основанное на тождестве (у нас с ним общие интересы; у нас - общие жизненные ценности; мы с ним отстаиваем одни и те же принципы и т.п.).
7 1. Предсказуемость, под которой понимается представление субъекта о том, насколько хорошо он знает человека, по отношению к которому оценивается уровень доверия, и насколько он способен предсказывать его поведение в ситуации неопределенности. 2. Надежность представление субъекта о том, способен или нет, другой человек оказать помощь, поддержать в трудной ситуации. 3. Единство (тождественность) представление субъекта о наличии у него общих целей, принципов или мировоззрения с другим человеком. Измерение доверия Измерение доверия Модель А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко
8 Измерение доверия Мировой опросник ценностей а) Уровень межличностного доверия «Считаете ли вы, что большинству людей можно доверять или что нужно быть осторожным с людьми?» б) Уровень институционального доверия
9 Исследования социального капитала в России и других странах Уровень межличностного доверия в различных странах
10 Исследования социального капитала в России и других странах Уровень доверия Церкви в различных странах
11 Исследования социального капитала в России и других странах Уровень доверия прессе в различных странах
12 Процентные распределения ответов на вопросы, измеряющие уровень межличностного доверия
13 Характеристика уровня институционального доверия молодежи и взрослых
14 Характеристика уровня институционального доверия жителей Центра и регионов
15 Институциональное доверие россиян (вся выборка N= 903)
16 Факторная структура институционального доверия россиян Первый фактор получил название «Доверие государственным органам управления». Этот фактор включает в себя доверие региональному правительству, федеральному правительству, местному правительству, парламенту, Президенту, системе правосудия, политическим партиям, милиции. Второй фактор был назван «Доверие средствам массовой информации». В этот фактор вошли показатели, характеризующие доверие прессе и телевидению. Третий фактор интерпретирован как «Доверие неправительственным организациям и крупному бизнесу». В него вошли показатели доверия общественным организациям, международным организациям, крупному бизнесу. Четвертый фактор обозначен как «Доверие открытым социальным институтам», то есть социальным институтам, в которые на той или иной стадии жизненного пути, включен каждый человек. Он содержит показатели, характеризующие доверие Церкви, армии, профсоюзам, образовательным учреждениям
17 Средние значения показателей характеристик гражданской идентичности россиян
18 Связь социального капитала с экономическим установками и социальными представлениями россиян
19 Связь социального капитала и социально-политических установок
20 Связь социального капитала и субъективного качества жизни
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.