Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЯрослав Бабкин
1 Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
2 Зачем нужна орфография?
3 1)Создать текст типа рассуждения: - выдвинуть тезис, - обосновать тезис и привести примеры, - сделать вывод, подтверждающий тезис; 2) Показать знание русского языка, в частности русской орфографии и её принципов; 3) Найти два примера, иллюстрирующие два разных принципа русской орфографии, в тексте для чтения и использовать их в собственном сочинении- рассуждении; 4) Создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией ( текст типа рассуждения).
4 План сочинения:
5 1. Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2. Теоретически обоснованный и подтверждённый лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 3. Вывод (подтверждение тезиса).
6 С чего можно начать сочинение? Как сформулировать тезис? Ответ содержится в задании: «Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Илье, так и собственным высказыванием». Итак, во-первых, мы можем начать сочинение словами Ильи: В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии; во- вторых, собственным высказыванием. Оно может быть сформулировано: 1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса: В наше время особенно остро стоит проблема орфографической грамотности. Или: Проблема орфографической грамотности является актуальной в наши дни; 2) С использованием вопроса и ответа на него: Нужно ли знать правила русской орфографии? Безусловно, нужно. 3) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста: Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным. Одним из признаков хорошего образования является орфографическая грамотность.
7 Основная часть сочинения- рассуждения: 1) дать аргументированный ответ на поставленный вопрос, приводя примеры из прочитанного текста; 2) назвать и раскрыть принципы русской орфографии. Итак: 1. Отобрать необходимые для раскрытия темы термины- понятия и раскрыть их содержание.
8 Орфография- 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний. Орфограмма- правильное написание на месте затруднения. Орфографическая ошибка- нарушение орфографической нормы. Принципы русской орфографии- теоретические положения, определяющие выбор одного написания там, где есть орфограммы, т. е. там, где возможны два или более разных написания.
9 Фонетический принцип – требование соответствия звука и буквы. Какие правила регулирует фонетический принцип? ( Правописание приставок на –з(-с); правописание приставок раз-(рас-) роз-( рос-); правописание и(ы) после приставок, оканчивающихся на согласный.
10 Морфологический принцип- требование графического единообразия морфем в слабой и сильной позиции. Какие правила регулирует морфологический принцип? ( Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов; правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением; правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных и другие).
11 Традиционный принцип- требование написания в соответствии с этимологией ( происхождением) и традицией ( историей) слова. Какие правила регулирует традиционный принцип? ( Правописание и после твёрдых шипящих ж, ш; написание окончания – ого прилагательного ед. ч. Р. П. и другие).
12 2. Ответить на вопросы. 1) Для чего нужна орфография? (Орфография обеспечивает процесс письменного общения людей, устанавливая нормы правописания и единые правила использования русской графики). 2) Какие принципы лежат в основе русской орфографии? ( Морфологический, фонетический, традиционный). 3) Какие правила регулирует фонетический, морфологический, традиционный принцип? 3. Найти в тексте для чтения примеры ( в скобках указать номера предложений) написаний, основанные на принципах русской орфографии.
13 4. Отобрать языковые средства связи частей сочинения- рассуждения: тезиса и доказательств; доказательств и примеров друг с другом; доказательств и вывода.
14 Связь тезиса и доказательств оформляется с помощью определённых языковых средств: - глаголов 1-го лица мн.числа( докажем, найдём, приведём и др.) -синтаксическими конструкциями ( это подтверждается тем …, отсюда вытекает…, из этого следует…, это объясняется тем… и др.) - использовать предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, примеров: Я согласен с Ильёй. Во- первых,…; во- вторых,… Связь доказательств и вывода чаще всего оформляется с помощью вводных слов: в итоге мы пришли к выводу, в заключении сделаем вывод, подытожим всё выше сказанное.
15 Примерные сочинения- рассуждения. 1. Нужно ли знать правила русской орфографии? Безусловно, нужно. Правила русской орфографии помогают нам общаться в письменной форме, правильно понимать сказанное ( написанное). Так, дед Михей, герой рассказа М.Пришвина, говорит: « Валенки опять проходились, надо подшить(4). На первый взгляд кажется, что в слове проходились допущена орфографическая ошибка: следует писать прохудились. Ведь валенки стали худыми. На основе морфологического принципа русской орфографии должно сохраняться единообразное написание корней в однокоренных словах: прохудились- худой- худенький. На самом деле орфографической ошибки в данном примере нет. Дед Михей не хочет сказать, что его валенки стали худыми. Он называет причину, почему их надо подшить: в валенках много ходили. Проверочное слово к глаголу проходились- ходит. Может показаться ошибкой и написание и после всегда твёрдого согласного ш в слове подшить (4). Однако и здесь нет ошибки. На основе традиционного принципа русской орфографии действует правило правописания и после твёрдых согласных ж, ш. Таким образом, принципы русской орфографии устанавливают единые для всех правила правописания, знание которых необходимо каждому человеку.
16 2. « В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии»,- считает Илья. Прав ли он? Что случится, если люди будут писать, не соблюдая правил? Ответ простой: мы перестанем понимать друг друга. Орфография обеспечивает процесс письменного общения людей, устанавливая нормы правописания и единые правила использования русской графики. Основой для орфографических правил выступают принципы русской орфографии: фонетический, морфологический, традиционный. Фонетический принцип регулирует правописание приставок на –з(-с), например: избаловался (13), беспощадно (13), Морфологический принцип устанавливает единообразное написание морфем, в частности правописание безударных гласных в корнях, проверяемых ударением: проходил (1), воронам(17). Традиционный принцип разрешает написание в соответствии с традицией ( историей) слова, например написание и после твёрдых шипящих ж, ш; подшить (4), живу (10). Знание принципов орфографии необходимо для успешного усвоения орфографических правил, развития орфографической грамотности. Я полностью согласна с Ильёй, что в письменной речи без орфографических правил обойтись нельзя.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.