Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлексей Шадрин
1 ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ Шимутина Елена Николаевна, директор Института развития государственно- общественного управления образованием Институт развития государственно-общественного управления образованием государственно-общественного управления образованием
2 «И все-таки, чья это школа?» (Gold, Miles, 1981)
3 1- утверждать принимаемые локальные правовые акты ОУ; 2 - налагать «вето» на решения администрации в спорных случаях; 3 - утверждать кандидатуру директора; 4 -утверждать программу развития ОУ; 5 - утверждать режим работы ОУ; 6 - принимать самостоятельные решения по отдельным вопросам внутришкольной жизни (школьная форма, режим обучения и каникул, школьное питание, дежурства по школе, праздники и т.д.); 7 - выступать с инициативой расторжения трудовых договоров с педагогическими работниками и обслуживающим персоналом ОУ; 8 - заслушивать отчеты о работе отдельных педагогов, директора школы и его заместителей; 9 - участвовать в аттестации педагогических кадров; 10 - представлять образовательное учреждение в общественных органах управления местного уровня; 11 - распределять внебюджетные финансовые средства. Полномочия органов общественного самоуправления общеобразовательных учреждений Источник: ИУО, 2004, «Исследование форм и методов участия общественных структур, общественности в модернизации российского образования
4 Наиболее значимые причины недостатков работы существующих общественных структур управления в сфере образования управления 1 - отсутствие четкого разграничения полномочий и ответственности с администрацией ОУ и между собой; 2 - отсутствие реальных властных полномочий у органов общественного управления; 3 - противодействие со стороны администрации ОУ; 4 - отсутствие необходимых правовых, экономических и управленческих знаний у членов общественных структур; 5 - недостаточная заинтересованность самих представителей общественности; 6 - недостаточное взаимодействие между руководством образовательными учреждениями и общественными органами управления; 7 - невысокая значимость демократических форм управления образованием в общественном мнении; отсутствие традиций самоуправления в социально- политической жизни общества, и в сфере образования 8 - экономическая непривлекательность системы образования для инвестиций со стороны предприятий и организаций территории; 9 - отсутствие специально организованной системы подготовки и обучения членов общественных структур управления образованием ; 10 - отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием ; 11 - отсутствие государственной поддержки процесса создания системы государственно-общественного управления образованием; 12 – другое; 13 - затрудняюсь ответить. Источник: ИУО, 2004, «Исследование форм и методов участия общественных структур, общественности в модернизации российского образования
5 Управляющий совет школы – коллегиальный внутришкольный орган государственно-общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов, и имеющий зафиксированные в уставе школы управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы. Конкретный объем этих полномочий в разных школах может быть различен.
6 Общественный управляющий в образовании – представитель деловой, профессиональной, родительской, ученической и иной общественности, наделенный полномочиями представлять и выражать интересы этой общественности в сфере образования на региональном, муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательного учреждения и входящий в создаваемые для этого органы государственно-общественного управления.
7 Ученический Совет Родительский Комитет Попечительский Совет Педагогический Совет Кооптированные (привлеченные) члены
8 Управляющие Советы (Governing bodies ) «governing body» - руководящий орган, орган управления, правительство «governor»(англ.) – «губернатор», директор «gubernetes» (лат.) (сущ.) -«правитель»,«губернатор», (глаг.) - «контролировать» «kubernetes» (греч.)(сущ.)- «пилот» или «рулевой» (лоцман); (глаг.) - «вести судно», «руководить»
9 Сущность УС: стратегия, управление реализацией стратегии и контроль Три ключевые функции управляющего : Руководящая функция – Стратегическое мышление Оказание поддержки - «Дружелюбный критик» Контролирующая функция – Отчетность Ресурсы
10 Роли общественных управляющих ПОДДЕРЖКА ВЫЗОВ мощная Слабая (ый) сильный «Мы здесь, чтобы помочь директору!» «Мы вместе отвечаем и за достоинства и за недостатки!» «Оставим все решения профессионалам!» «За этими учителями нужен глаз да глаз!»
11 Как обстоят дела и обстоят ли они вообще?
12 В среднем по РФ 2012 Доля ОУ, в которых созданы органы государственно-общественного управления (от общего количества ОУ) 92,55 Доля ОУ, в которых органы ГОУ принимают участие в разработке и утверждении: - основных образовательных программ 57,34 % - программ развития образовательного учреждения 77,39 % - иных нормативно-правовых актов школы и программ 69,77% - планов финансово-хозяйственной деятельности 56,23 % Мониторинг «Наша новая школа» (2012) Считаете ли вы целесообразным иметь в структуре управления АОУ Управляющий Совет? - 62,1%
13 Доля ОУ, в которых созданы органы государственно- общественного управления
14 В среднем по РФ 2012 Доля ОУ, которые представили общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения (от общего количества ОУ) 89,22 Доля ОУ, которые представили общественности публичный доклад, размещенный в сети Интернет (от общего количества ОУ) 65,23 Доля ОУ, в которых взаимодействие с родителями осуществляется посредством постоянно-действующих реальных и виртуальных переговорных площадок (форум на сайте образовательного учреждения, общественная родительская организация, лекторий, семинар и др.) 14,54 Мониторинг «Наша новая школа» (2012)
15 Доля ОУ, в которых взаимодействие с родителями осуществляется посредством постоянно-действующих реальных и виртуальных переговорных площадок
16 «Мониторинг экономики образования» (НИУ Высшая школа экономики) Левада-Центр, 2012/2013 уч. год Выборка: всего- 567 / Москва- 111 Дошкольное образовательное учреждение имеет: РФМосква Попечительский Совет27,3%31,5% Наблюдательный Совет14,6%10,8% Управляющий Совет37% (25% г.) 72,1% (24,5%- 2011г.) Считаете ли вы целесообразным иметь в структуре управления АОУ Управляющий Совет? 51,7%77,5%
17 1. Утверждение программы развития ОУ 4. Согласование решения о распределении выплат стимулирующего характера работникам ОУ 3. Согласование показателей и критериев оценки качества и результативности труда работников ОУ 2. Согласование изменений и дополнений в устав, локальных актов ОУ 8. Согласование правил внутреннего распорядка 9. Согласование режима занятий 5. Согласование образовательной программы, введения новых технологий образовательного процесса 12. Утверждение публичного доклада дошкольного образовательного учреждения 11. Контроль качества условий организации образовательного процесса 10. Привлечение внебюджетных средств 6. Согласование порядка организации дополнительных платных образовательных услуг 7. Согласование бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных от уставной и иной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников
18 6. Согласование порядка организации дополнительных платных образовательных услуг 7. Согласование бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных от уставной и иной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников 8. Согласование правил внутреннего распорядка 9. Согласование режима занятий 10. Привлечение внебюджетных средств 11. Контроль качества условий организации образовательного процесса 12. Утверждение публичного доклада образовательного учреждения
19 3. Согласование показателей и критериев оценки качества и результативности труда работников ДОУ 11. Контроль качества условий организации образовательного процесса 4. Согласование решения о распределении выплат стимулирующего характера работникам ДОУ 2. Согласование изменений и дополнений в устав, локальных актов ДОУ 1. Утверждение программы развития ДОУ 6. Согласование порядка организации дополнительных платных образовательных услуг 10. Привлечение внебюджетных средств 8. Согласование правил внутреннего распорядка 5. Согласование образовательной программы, введения новых технологий образовательного процесса 12. Утверждение публичного доклада дошкольного образовательного учреждения 7. Согласование бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных от уставной и иной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников 9. Согласование режима занятий
20 1. Система управления стала более открытой 2. Усилилась ориентация образования на интересы потребителей 3. Укрепилась ресурсная база образовательного учреждения 4. Повысилась прозрачность расходования средств 5. Уменьшилось число конфликтов 6. Усилилось влияние родителей на жизнь образовательного учреждения 7. Другое
21 1. Система управления стала более открытой 2. Усилилась ориентация образования на интересы потребителей 3. Укрепилась ресурсная база дошкольного образовательного учреждения 4. Повысилась прозрачность расходования средств 5. Уменьшилось число конфликтов 6. Усилилось влияние родителей на жизнь дошкольного образовательного учреждения 7. Другое
22 1. В профсоюзный орган 2. В Управляющий совет 3. К директору образовательного учреждения 4. Другое 5. В нашем учреждении не возникает конфликтных ситуаций при распределении СЧФОТ 6. В нашем учреждении нет системы стимулирующих выплат
23 «Выделенная полоса» или «обочина»?: место государственно-общественного управления в «дорожной карте» развития образования до 2020 года
24 ФЗ «Об образовании в РФ» (2012). Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы пед.работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием; обеспечение прав работников, обучающихся, родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательными организациями; Статья 89. Управление системой образования 1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно- общественный характер.
25 ФЗ «Об образовании в РФ» (2012). Статья 26. Управление образовательной организацией 2. Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. 4. В образовательных организациях формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы, предусмотренные уставом образовательной организации. 5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26 Образовательная политика Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Федеральная целевая программа развития образования на годы. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Модернизация региональных систем общего образования Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы
27 Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам образования 19 апреля 2012 г. 1. … б) обеспечить переход на конкурсную систему отбора руководителей ОУ с публичным представлением кандидатами программы развития ОУ с последующим заключением срочного трудового договора с победителем конкурса; в) разработать показатели эффективности работы руководителей ОУ, в том числе с учетом мнения родителей и обучающихся, и предоставить в установленном порядке положения по их применению; … е) проработать вопрос об учреждении профессиональных педагогических степеней и присвоении их педагогам-практикам, предоставить соответствующие предложения. 2. … а) разработать мероприятия в целях дальнейшей оптимизации сети ОУ, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов на базе лучших ОУ путем присоединения к ним неконкурентноспособных ОУ; б) рассмотреть вопрос о повышении уровня дифференциации оплаты труда педагогических работников в зависимости от их квалификационной категории и предоставить соответствующие предложения.
29 ХМАО-Югра Закон ХМАО - Югры "О государственно-общественном управлении в сфере общего образования ХМАО-Югры" от г. N 104-оз Пензенская область Закон Пензенской области "О государственно-общественном управлении в системе общего образования Пензенской области" от г. N 1351-ЗПО Республика Саха (Якутия) Закон о государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования в республике Саха (Якутия) от г. З N 215-IV Астраханская область Закон о государственно-общественном управлении в сфере образования на территории Астраханской области от года N 25/2009-ОЗ Нормативная база
30 Нормативные акты и документы ОУ для создания УС Изменения в уставе ОО. Положения о УС ОО с закреплением его полномочий. Иные локальные акты ОО, регулирующие создание и деятельность совета. Какие компетенции и полномочия по управлению ОО можно и нужно передать управляющему совету? Рассмотрение и утверждение стратегических задач развития ОО. Вопросы функционирования ОО. Вопросы организации образовательного процесса. Финансово-хозяйственные вопросы ОО. Организационно-правовые вопросы.
31 Таблица разграничения полномочий органов управления ОУ по реализации его компетенции: 1-утверждение; 2- принятие; 3- разработка; 4 – согласование; 5 – реализация (ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ») Компетенция ООКомпетенция директора ОО Компетенция общего собрания (конференции) Компетенция УС 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, … 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета … 6) разработка и утверждение образовательных программ 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития …. …..
32 Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения Чарльз Дарвин
33 Повестка дня образовательной политики Новые стандарты образования Формы индивидуализации образования Образовательная среда Самостоятельность (новые организационно- правовые формы) Новая модель финансирования (муниципальное задание) Выборность директоров Региональный стандарт качества образования Реструктуризация сети ОУ Открытость и прозрачность ОУ ……
34 Направления деятельности УС: Разработка и согласование критериев качества образования Участие в процессе аккредитации и лицензирования ОУ; Общественная оценка деятельности педагога и ОУ; Оценка реализации программы развития и образовательной программы; Мониторинг и оценка качества условий организации образовательного процесса Публичная отчетность (верификация ПД); Информационная открытость (индекс прозрачности сайта); …
35 Возможности органов ГОУ в поддержке одаренных детей Ресурсная поддержка программ ОД Учреждение стипендиатов и проведение конкурсов, грантов; Психолого-педагогическое сопровождение детей; Предоставление стажировочных площадок Разработка механизмов частно-государственного партнерства ….
36 Вопросы обеспечения здоровья и безопасности учащихся в деятельности органов ГОУ Контроль за безопасными условиями во время учебно- воспитательного процесса; Оценка качества питания; Участие в приемке школы к новому учебному году; Формирование мероприятий направленных на ЗОЖ; …..
37 Показатели результативности работы органов ГОУ (МСКО) 3.1. Открытость населению: государственно-общественное управление, обратная связь с потребителями, вовлеченность родителей (работодателей) V1 = наличие управляющего совета с закрепленными в уставе полномочиями в области образовательной, финансовой, кадровой политики, оценке качества V2 = наличие управляющего совета с участием всех категорий: родителей, учащихся, работников ОУ, кооптированных членов V3 = доля общественных управляющих (от общего количества членов управляющего совета), прошедших обучение (подготовку к деятельности в органах государственно- общественного управления образованием) V4 = наличие ежегодного публичного доклада образовательного учреждения на типовом сайте ОУ V5= индекс (коэффициент) прозрачности сайта ОУ(баллы) V6 = наличие сертификата управляющего совета (в рамках добровольной сертификации, проводимой сообществом УС города Москвы) V7 = доля принятых управляющим советом решений по закрепленным в уставе стратегическим полномочиям (от общего количества принятых в текущем году решений управляющего совета) V 8 = прохождение общественной аккредитации образовательного учреждения V 9= прохождение общественной верификации публичного доклада образовательного учреждения
38 Больше Советов: хороших и разных?
40 ИНФОРМОТЕКА
44 Департамент образования города Москвы Институт государственно-общественного управления образованием Городская инновационная площадка «Разработка эффективной модели функционирования системы государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Москвы» Школьные общественные управляющие… А ты готов присоединиться?
45 создание, запуск, обеспечение постоянного расширения и развития городской сети участников государственно-общественного управления в системе образования города Москвы; выработка и внедрение современных стандартов деятельности органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями города Москвы; обеспечение информационной и консультационной поддержки для участников органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями; создание площадки для коммуникации участников государственно- общественного управления в системе образования города Москвы по актуальным вопросам становления и развития системы государственно- общественного управления; выявление и оперативное распространение положительного опыта организации и функционировании органов государственно-общественного управления. Задачи инновационного проекта:
46 Коллективное создание «Стандартов работы управляющих советов школ Москвы» с использованием технологии краудсорсинга. Участникам в рамках открытого диалога предлагалось: оценить, насколько предложенный документ соответствует актуальным и перспективным задачам развития государственно-общественного управления в сфере образования Москвы, потребностям участия общества в управлении образованием, предложить свои изменения и дополнения в структуру и содержание «Стандартов» За 2 месяца работы площадки более 100 участников, более 300 предложений
49 Эффекты деятельности ГИП в 2012 году: Усиление активности и вовлеченности общественности в управление образовательными учреждениями Москвы. Формирование доверия между различными группами участников системы государственно-общественного управления (родители, педагоги, учащиеся, кооптированные члены, директора). Рост компетентности и готовности общественных управляющих в области участия в управлении школой. Рост престижа общественного участия в управлении образованием. Рост влиятельности органов государственно-общественного управления в образовании. Повышение качества государственно-общественного управления в учреждениях Москвы. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
50 Основные задачи на 2013 г. Модернизация и сопровождение ресурса в сети Интернет, обеспечивающего реализацию эффективной модели функционирования системы ГОУ в образовательных учреждениях Москвы Разработка «дорожной карты» развития системы ГОУ образованием до 2020 года (с использованием форсайт-технологии). Проведение серии мероприятий (семинаров, конференции) по поддержке реализации эффективной модели функционирования системы ГОУ образованием в городе Москве. Организационное, информационное и методическое сопровождение сети окружных инновационных площадок по вопросам ГОУ в образовании Разработка и реализация программы работы с ученическим активом общественных управляющих. Разработка инструментария оценки эффективности работы управляющих советов, модели и программы мониторинга развития ГОУ. Проведение мониторинга развития ГОУ в системе образования г. Москвы. Разработка инструментария оценки образовательных учреждений в части ГОУ в рамках внедрения МСКО
51 И что же в итоге
52 1 Чётко устанавливать, что ожидается от ОУ и УС 2 Привлекать лучших в сферу управления образованием 3 Поддерживать в адаптации к роли ОУ Эффективные учителя 4 Совмещать знания/навыки/опыт ОУ с потребностями образовательной организации 5 Обеспечить стабильное взаимодействие ОУ с руководством образовательной организации 6 Готовить ОУ к деятельности в органах ГОУ 7 Развивать механизмы оценки и самооценки деятельности ОУ 8 Мотивировать ОУ к эффективной работе 8 целей стратегии работы с общественными управляющими (ОУ) Эффективные ОУ
53 заходите на сайт пишите письма Приглашаем к сотрудничеству! Институт развития государственно-общественного управления образованием государственно-общественного управления образованием
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.