Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.lyc01.ru
3 Обобщить и углубить знания о словообразовании, важнейшем разделе русского языка, тесно связанном с навыками грамотного письма; Различать морфемы и определять их значения; Развивать орфографическую зоркость, повышать уровень культуры речи, прививать интерес к языку.
4 Словарно-орфографическая работа. Докажите, что знание морфемного состава слова помогло вам правильно написать слова Ра..т..реть, р..стение, раз..грать, серебря…ый,..гибать, ст..р..жил дом, седой ст..рожил,дощатый, в..снушч..тый.
5 Основные способы образования слов в русском языке Приставочный (потемнеть темнеть) Суффиксальный (грибник –гриб) Приставочно- суффиксальный(соединять единый) Бессуффиксный (переход переходить) Сложение основ(ледокол лед колоть) Сложение слов(диван-кровать) Переход одной части речи в другую (школьная столовая столовая ложка)
6 Выпишите слова, которые образованы приставочным способом (1 вариант), бессуффиксным(2 вариант) Вывозить, предвес..ник, з..гиб, задумать, обмен,( не)друг, соучастник, дрожь, глубь, зелень,..бежать, ширь, принести, прорубь, просека.
7 Словообразовательная модель а
8 Словообразовательная цепочка
9 Словообразовательное гнездо от-дал-и-ть Далек(ий) не-далек(ий) у-дал-и-ть даль далек-о
10 1 группа приставок и их значения В-(во-)-движение внутрь Вы- движение изнутри До-движение до определенного ограничения За- движение за предмет Из- 5 значений На-на поверхности Не-противоположность о- движение вокруг чего-либо От- отдаление от чего- либо Пере-сделать заново По- 6 значений Под- ниже предмета Пра- далекое родство Пред-ближайшее Про- сквозь что- либо С-(со-)-10 значений У-удалиться
11 Выписать из упражнения словосочетания, в которых не является приставкой: (не) ясный,а темный; (не) большой сад; далеко (не)примерный ученик, ( не)интересный рассказ, (не) глупый ребенок, вовсе (не)серьезный юноша, (не)друг,а враг, (не)брежный почерк, (не)настный день, вовсе (не)уклюжий медвежонок, (не)торопливый шаг.
12 Ко 2 группе относятся приставки Без-(бес-) Вз- (вс-) Воз-(вос-) Из-(ис) Низ-(нис) Раз-(рас-) Роз-(рос) Через-(черес-) Чрез-(чрес-)
13 Замените приставки первой группы приставками второй группы Бутоны открылись. Яблони зацвели. Створки окна отворились. Соль просыпалась. Идет непрерывный дождь. Мы потратили деньги. Мебель поставили. Неспокойный человек.
14 К 3 группе относятся приставки Пре-При-
15 4.Каждое данное ниже выражение замените одним словом, имеющим приставку пре- и при-. Приставки выделите. 1. Находиться где-нибудь какое-то время. 2. Приезжать куда-то, приходить. 3. Изменнически выдать кого-нибудь врагу. 4. Не уважать кого-нибудь, считать недостойным. 5. Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. 6. Начать что- нибудь делать, приняться за что-нибудь. 7. Тот, кто продолжает деятельность предшественника. 8. Относиться к кому-нибудь с глубоким уважением, восхищением. 10. Осуществить что- нибудь на деле, воплотить. 11. Сторож у входа, у ворот.
16 Проверим написанное 1.Пребывать 2.Прибывать 3.Предать 4.Презирать 5.Преступать 6.Приступать 7.Преемник 8.Преклоняться 9. Претворить 10.Привратник
17 Корни с чередующимися гласными -кас-(-кос-) -бер-(-бир-) -дер-(-дир-) -блест-(блист-) -жег-(-жиг-) -стел- (стил-) -чет-(-чит-) -мер-(-мир-) -лож- (-лаг-) -гор-(-гар-) -зор- (-зар-) -клон-(-клан-) -твор-(-твар-) -рос-(-ращ- раст-) -скоч-(скак-) -мок- (-мак-) -ровн-(-равн-) -плов-(-плав-)
18 Проверьте написанное Небольшой росток, выскочил из- под стола, склониться над ручьем, озарить солнцем, чудесное творение, нагорает немного, удачное сравнение, преклонный возраст, промочить ноги, блистательный успех, выровнял грядки, сельскохозяйственная отрасль, коснуться стены, сочетание слов, небезызвестная пловчиха.
19 Составьте словосочетания со словами. Надеть-? Нарезать-? Заплатить-? Одеть-? Порезать-? Оплатить-?
20 Исправьте ошибки, определите тип ошибки. 1. На нашей улице вырос новый многоэтажный домик. 2.Охотник хотел выстрельнуть, но не мог. 3. Мое местечко в театре оказалось занятым
21 Какой словообразовательный прием использует А.Пушкин в стихотворении «Зимний вечер» Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
23 2 3
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.