Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДиана Буздырина
1 ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ I.Личность учителя как условие эффективного обучения. II.Эффективность педагогической деятельности. I.Личность учителя как условие эффективного обучения. II.Эффективность педагогической деятельности.
2 ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.Учитель как личность. Типы педагогических центраций личности учителя. 2.Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 3.Я – концепция учителя как регулятор педагогической деятельности и общения.
3 ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.Учитель как личность. Типы педагогических центраций личности учителя. 2.Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 3.Я – концепция учителя как регулятор педагогической деятельности и общения. Личностная центрация – смысловая иерархия интересов участников педагогической системы, регулирующая действия и поступки учителя.
4 ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.Учитель как личность. Типы педагогических центраций личности учителя. 2.Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 3.Я – концепция учителя как регулятор педагогической деятельности и общения. Личностная центрация – смысловая иерархия интересов участников педагогической системы, регулирующая действия и поступки учителя. Характеризуется: Педагогической направленностью Заинтересованностью Своеобразной избирательной психологической обращенностью учителя к участникам педагогической системы и служение им.
5 Типы центраций учителя: 1.«Эгоистическая центрация» 2.«бюрократическая центрация» 3.«конформная центрация» 4.«авторитетная центрация» 5.«познавательная центрация» 6.«гуманистическая центрация».
6 ПРИЗНАКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Индивидуальный стиль проявляется: В темпераменте; В характере реакции на педагогические ситуации, в выборе методов обучения; В подборе средств воспитания; В стиле педагогического общения; В реагировании на действия и поступки детей, в манере поведения, в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания; В применении средств психолого-педагогического воздействия на детей. Индивидуальный стиль проявляется: В темпераменте; В характере реакции на педагогические ситуации, в выборе методов обучения; В подборе средств воспитания; В стиле педагогического общения; В реагировании на действия и поступки детей, в манере поведения, в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания; В применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
7 Содержательные и динамические характеристики индивидуальных стилей деятельности. Содержательные характеристики Динамические характеристики Ориентация учителя на процесс обучения, результат обучения, или одновременно на процесс и результат гибкость – традиционность реакций в ситуациях Адекватность-неадекватность планирования учебно- воспитательного процесса Импульсивность – осторожность в своих действиях Оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности Устойчивость – неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации Рефлексивность - интуитивностьСтабильное «+» - неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся Наличие – отсутствие личностной тревожности; В неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя – на обстоятельства – на других
8 Индивидуальные стили педагогической деятельности 1.Эмоционально – импровизационный. 2.Эмоционально – методический. 3.Рассуждающе – импровизационный. 4.Рассуждающе – методический.
9 Индивидуальные стили педагогической деятельности 1.Эмоционально – импровизационный. 2.Эмоционально – методический. 3.Рассуждающе – импровизационный. 4.Рассуждающе – методический. Фрустрационная толерантность – эмоциональная устойчивость к стрессу, способность противостоять различным педагогическим трудностям, сохраняя психологическую адаптацию.
10 Я – концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Позитивная Я – концепция: 1.Стремление к максимальной гибкости; 2.Способность к эмпатии, чувствительность к потребностям учащихся; 3.Умение придать личностную окраску преподаванию; 4.Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся; 5.Владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися; 6.Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. Негативная Я – концепция: 1.Чувство незащищенности; 2.Неуверенность, тревожность; 3.Авторитарный стиль общения; 4.Жесткость, властность для самоутверждения. Я – концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Позитивная Я – концепция: 1.Стремление к максимальной гибкости; 2.Способность к эмпатии, чувствительность к потребностям учащихся; 3.Умение придать личностную окраску преподаванию; 4.Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся; 5.Владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися; 6.Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. Негативная Я – концепция: 1.Чувство незащищенности; 2.Неуверенность, тревожность; 3.Авторитарный стиль общения; 4.Жесткость, властность для самоутверждения.
11 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Педагогические способности. 2.Педагогическое взаимодействие. 3.Педагогическое общение и стили руководства. Показатели эффективности деятельности учителя Уровень развития педагогических способностей; Качество приобретаемых в учебно – воспитательном процессе знаний, умений, навыков и уровень развития учащихся как результат деятельности педагога; Степень оригинальности педагогической деятельности.
12 Педагогические способности – специальные способности; определяются как индивидуально – типологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и её успешному выполнению. Классификация (В.А. Крутецкий, Ф.Н. Гоноболин): 1.Дидактические 2.Речевые 3.Академические 4.Перцептивные 5.Организаторские 6.Авторитарные 7.Коммуникативные 8.Педагогическое воображение (или прогностические способности) 9.Способность к распределению внимания
13 Классификация (Н.А. Аминов): Основой дифференциации выступает успешность Индивидуальная конкурентноспособная (ресурсная) (социальная) 1. Терминальные способности - индивидуально – психологические особенности человека; 2. Инструментальные способности – способы (психологические ресурсы), с помощью которых человек достигает успеха в реализации самого себя. a)Общие (перцептивные) способности; b)Специальные способности: -Эмоциональные -Волевые -Мнемические, аттенционные (способности внимания) -Имажинативные (представления)
14 Классификация (Н.В. Кузьмина): Уровни способностей Перцептивно – Проективные: рефлексивные: - гностические способности -чувство объекта - проектировочные -Чувство меры или такта - конструктивные -Чувство причастности - коммуникативные - организаторские Для А.К. Марковой оценка эффективности труда учителя – оценка его компетентности. Профессиональная компетентность предполагает сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога.
15 Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное)
16 Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества.
17 Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации
18 Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Принцип индивидуализации Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Принцип индивидуализации
19 Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Принцип индивидуализации Принцип персонификации - требует адекватного выражения чувств и переживаний. Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Принцип индивидуализации Принцип персонификации - требует адекватного выражения чувств и переживаний.
20 Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую.
21 Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развитие личности учащегося. Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развитие личности учащегося.
22 Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развитие личности учащегося. Специфика – выполняет обучающую и воспитывающую функции. Основа – стиль руководства: Авторитарный Демократический Либерально – попустительский Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развитие личности учащегося. Специфика – выполняет обучающую и воспитывающую функции. Основа – стиль руководства: Авторитарный Демократический Либерально – попустительский
23 СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (В.А. Канн-Калик) 1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. 2.Общение на основе дружеского расположения (педагог – наставник). 3.Общение – дистанция, которое прослеживается во взаимоотношениях в обучении и в воспитании. 4.Общение – устранение, являющееся негативной формой общения, вскрывающее педагогическую несостоятельность. 5.Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. 1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. 2.Общение на основе дружеского расположения (педагог – наставник). 3.Общение – дистанция, которое прослеживается во взаимоотношениях в обучении и в воспитании. 4.Общение – устранение, являющееся негативной формой общения, вскрывающее педагогическую несостоятельность. 5.Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.
24 ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общения, общительность. Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей. Гибкость, оперативно – творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении. Умение управлять собой. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий. Хорошие вербальные способности. Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приёмов воздействия). Интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общения, общительность. Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей. Гибкость, оперативно – творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении. Умение управлять собой. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий. Хорошие вербальные способности. Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приёмов воздействия).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.