Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиктор Митрошкин
1 Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2 Концепция развития Б.Г. Ананьева Рассматривал развитие как целостное образование, которое включает в себя единство и взаимосвязь индивидных и личностных характеристик, различных свойств человека как субъекта деятельности и индивидуальности.
3 Специфика объекта психологии развития и возрастной психологии 1. Возрастная изменчивость характеризуется разной интенсивностью в зависимости от периода человеческой жизни. 2. Возраст опосредуется всеми другими характеристиками, как биологического, так и социального плана. 3. Возрастные особенности проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью психических функций на каждом этапе развития человека.
4 Свойства возраста 1.Универсальность. 2.Относительность. 3.Опосредованность. 4.Индивидуальная вариативность. Б.Г. Ананьев 1.Метрическая характеристика. 2. Топологическая характеристика.
5 Определение возраста (по Б.Г. Ананьеву): «Возраст – это суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно- психического созревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общеэкономического, культурного, идеологического и социально- психологического развития человека в конкретных исторических условиях».
6 Категории возраста Календарный (паспортный) Биологический возраст. Психологический возраст. Исторический возраст. Умственный (интеллектуальный) Социальный возраст.
7 Задачи психологии развития Научное обоснование возрастных норм Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные период жизни Прогнозирование развития (роль ранних периодов)
8 Практическая потребность психологии развития и возрастной психологии состоит в управлении ресурсами и резервами человека. Значимыми становятся задачи научного обоснования профессионального отбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, обучение детей и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни.
9 Интегральный подход в возрастной психологии 1)Синтез отдельных фаз в единый жизненный цикл. 2)Разные подходы к рассмотрению психики с целью более глубокого понимания.
10 Системный подход в психологии развития Возрастная изменчивость психики Онтологический аспект Структурно- динамический аспект Хронологический аспект Каузальный аспект
11 Онтологический, биосоциальный аспект - объект психологии развития и возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека.
12 Хронологический аспект - психическая эволюция характеризуется как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Макрохронологический подход направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру длительности, средней и максимальной продолжительности жизни.
13 Микровозрастной анализ позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки времени и на протяжении всего жизненного цикла. Среднехронологический подход рассматривает стадиальность развития отдельных функций и периодизацию жизненного цикла человека.
14 Структурно-динамический аспект дает возможность определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения дифференцированности и степени интеграции отдельных функций, свойств, процессов. При таком анализе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и происходят качественные преобразования в возрастной динамике психики.
15 Казуальный аспект предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов (наследственности, среды, активности), движущих сил, условий и механизмов развития человека (социальной ситуации развития, ведущей деятельности, кризисов развития, психологических новообразований).
16 Классификация методов психологии развития Б.Г. Ананьева I. Организационные методы II. Эмпирические методы III. Обрабатывающие методы IV. Интерпретационные методы 1.метод поперечных срезов 2.метод лонгитюда 3.комплексный метод 1.Обсервационные 2.Экспериментальные 3.Психодиагностическ ие 4.Праксиметрические 5.Биографические 6.Методы моделирования 1. Количественные методы 2. Качественные методы 1.Генетический (вертикальный) метод 2.Структурный (горизонтальный)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.