Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемФилипп Заозерский
1 Профильное обучение Проблемы организации и содержания Автор: зав. отделом экспериментально- Инновационной работы Дозморова Елена Владимировна г.Томск, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
2 В чем смысл перехода к профильному обучению? Концепция Профильное обучение – система специализированной подготовки старшеклассников : Профильное обучение – система специализированной подготовки старшеклассников : индивидуализация обучения индивидуализация обучения социализация учащихся социализация учащихся
3 Профильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов Традиционная «углубленка» Общеобразователь- ные предметы (большинство) Общеобразователь- ные предметы (большинство) Углубленные курсы (один-два предмета) Углубленные курсы (один-два предмета) Факультативы (можно не посещать) Факультативы (можно не посещать) Профильное обучение Профильное обучение По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование. По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование. По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется. По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется. На элективных курсах подготовка специализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся На элективных курсах подготовка специализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся
4 Модель целеполагания Цели обществаЦели семьи Цели учащихся Образовательные возможности школы Профили обучения
5 Школа обеспечивает качественный уровень общего образования, не подменяя учреждения профессионального образования; Школа обеспечивает качественный уровень общего образования, не подменяя учреждения профессионального образования; Общее образование не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе; Общее образование не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе; Обучение строится на основе компетентностного подхода; Обучение строится на основе компетентностного подхода; Профильная школа не подразумевает специального отбора учащихся; Профильная школа не подразумевает специального отбора учащихся; Профильное обучения выполняет «компенсаторную функцию коррекции содержания общего образования в контексте большей готовности к социально- профессиональному самоопределению»; оно должно преодолеть предметную раздробленность школьного знания и оторванность от практики; Профильное обучения выполняет «компенсаторную функцию коррекции содержания общего образования в контексте большей готовности к социально- профессиональному самоопределению»; оно должно преодолеть предметную раздробленность школьного знания и оторванность от практики; Профильное обучение не должно повторять структуру профессиональной деятельности и быть жестко связанным с существующим набором профессий. Профильное обучение не должно повторять структуру профессиональной деятельности и быть жестко связанным с существующим набором профессий.
6 Система учебных курсов в профиле Типы учебных курсов Базовые курсы Базовые курсы Профильные курсы, в том числе – углубленные Профильные курсы, в том числе – углубленные Элективные курсы Элективные курсы специализацияспециализация профориентацияпрофориентацияПримеры Математика, 4 ч/нед Математика, 4 ч/нед Математика, 6 ч/нед Математика, 6 ч/нед Математика, 10 ч/нед Математика, 10 ч/нед Практикум по решению задач Практикум по решению задач Сферическая геометрия Сферическая геометрия Математические методы в экономике Математические методы в экономике …
7 Проблемы содержания профильного обучения: базовые курсы - Каковы разумные пределы сокращения объемов курсов? - Каковы требования к базовой подготовке?
8 Проблемы содержания профильного обучения: базовая подготовка Возможные варианты решения Уровень учебного предмета УМК для базового уровня УМК для базового уровня Интегрированные курсы Интегрированные курсы Уровень изложения учебного материала Акцентирование Акцентирование ведущих идей и концепций, их общекультурного значения ведущих идей и концепций, их общекультурного значения овладения «системой языка предмета» овладения «системой языка предмета» опыта решения жизненно значимых проблем на основе овладения навыками рассуждения опыта решения жизненно значимых проблем на основе овладения навыками рассуждения Выделение Выделение обязательных для освоения целей (результатов) обучения обязательных для освоения целей (результатов) обучения обязательного, дополнительного и «альтернативного» материала обязательного, дополнительного и «альтернативного» материала
9 Проблемы содержания профильного обучения: профильные и углубленные курсы Должны ли отличаться профильные курсы математики в физико- техническом, медицинском и экономическом профилях? ИЛИ: Сколько учебников математики нужно школам России?
10 Проблемы содержания профильного обучения: профильные и углубленные курсы Возможные варианты решения Уровень учебного предмета Модульное построение курса Модульное построение курса Уровень изложения учебного материала Сочетание фундаментального, функционального и вспомогательного компонентов Сочетание фундаментального, функционального и вспомогательного компонентов Ориентация обязательных результатов курса на задания базового уровня ЕГЭ Ориентация обязательных результатов курса на задания базового уровня ЕГЭ Включение альтернативного материала Включение альтернативного материала
11 Учебник + модуль
12 Проблемы содержания профильного обучения: элективные курсы - Какое время выделить элективным курсам? - Какое время выделить элективным курсам? - Почему необходимы «компенсирующие» курсы? - Может ли проектная деятельность стать предметом элективного курса?
13 Проблемы содержания профильного обучения: элективные курсы Возможные варианты решения - МОДУЛИ, дополняющие основной учебник УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ, например, проект «Моя программа подготовки к ЕГЭ» УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ, например, проект «Моя программа подготовки к ЕГЭ» «НАДПРЕДМЕТНЫЕ» курсы «НАДПРЕДМЕТНЫЕ» курсы
14 Проблема профильного обучения: набор курсов в профиле Кто выбирает? Кто выбирает? Сколько может быть профилей? Сколько может быть профилей? Может ли быть чисто «математический профиль»? Может ли быть чисто «математический профиль»? ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН – мечта, реальность или необходимость?
15 Федеральный компонент Инвариантная часть Обязательные учебные предметы Учебные предметы Кол-во часов за 2 года обучения Базовый уровень Русский язык 70(1/1) Литература210 Иностранный язык 210 математика280 История140 Обществознание (включая экономику и право) 140 Естествознание210 Физическая культура 140
16 Вариантная часть Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях Учебные предметы Кол-во часов за 2 года обучения Базовый уровень Профильный уровень Русский язык -210(3/3) Литература-350(5/5) Иностранный язык -420(6/6) математика-420(6/6) История-280(4/4) Физическая культура -280(4/4) Обществознание70(1/1)210(3/3) Экономика35(0,5/0,5)140(2/2) Право35(0,5/0,5)140(2/2)
17 Вариантная часть Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях Учебные предметы Кол-во часов за 2 года обучения Базовый уровень Профильный уровень География70(1/1)210(3/3) Физика140(2/2)350(5/5) Химия70(1/1)210(3/3) Биология70(1/1)210(3/3) Информатика и ИКТ 70(1/1)280(4/4) Искусство(МХК)70(1/1)210(3/3) Технология70(1/1)280(4/4) ОБЖ35(1/-)210(2/2) ВСЕГО: Не более 2100(не более30/не более 30)
18 Региональный(национально-региональный)компонент ВСЕГО : 140(2/2) Компонент образовательного учреждения ВСЕГО : Не менее 280(не менее4/не менее 4) ИТОГО до 2520(36/36) Предельно допустимая аудиторная учебная Нагрузка при 6-дневной учебной неделе: 2520(36/36) Предельно допустимая аудиторная учебная Нагрузка при 5-дневной учебной неделе: 2450(35/35)
19 Типы элективных курсов межпредметные Элективные курсы повышения уровня, направленные на углубление учебного предмета Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучается отдельные разделы основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета Элективные спецкурсы, направленные на углубление отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета Элективные курсы посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы, так и не входящего в него Прикладные элективные курсы, направленные на знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике надпредметные предметны е Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач, а также составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы
20 Учебники для профильной школы Базовые курсы, в том числе - интегрированныеБазовые курсы, в том числе - интегрированные Двухуровневые УМКДвухуровневые УМК Базовый и профильный Базовый и профильный Профильный и углубленный Профильный и углубленный Серия «МГУ – школе»: школьный учебник и пособие для абитуриентов.Серия «МГУ – школе»: школьный учебник и пособие для абитуриентов. Проблема выбора УМК. Специализированный каталог «Профильное обучение»Проблема выбора УМК. Специализированный каталог «Профильное обучение»
21 Проблемы профильного обучения: организационные модели В условиях высокой неготовности: В условиях высокой неготовности: Общеобразовательный класс с возможностью выбора одного – двух курсов (20% школ)Общеобразовательный класс с возможностью выбора одного – двух курсов (20% школ) В условиях относительной готовности: В условиях относительной готовности: Профильный класс (50% школ)Профильный класс (50% школ) Профильные группы в одном классе (20% школ)Профильные группы в одном классе (20% школ) В условиях высокой готовности В условиях высокой готовности Индивидуальный учебный план (не более 5% школ)Индивидуальный учебный план (не более 5% школ)
22 Профильное обучение в начале 90-х и профильное обучение сегодня В начале 90- х В начале 90- х Добровольност ь Добровольност ь Значительная «свобода маневра» Значительная «свобода маневра» Внутренняя оценка школы Внутренняя оценка школы Сегодня Сегодня Массовый переход всех школ на профильное обучение к 2010 г. Массовый переход всех школ на профильное обучение к 2010 г. Упорядочивание отношений «школа-вуз» Упорядочивание отношений «школа-вуз» Независимая итоговая аттестация (ЕГЭ) Независимая итоговая аттестация (ЕГЭ) Оценка по экономическим показателям (нормативы финансирования) Оценка по экономическим показателям (нормативы финансирования)
23 Система методической поддержки учителя Серия «Подготовка к ЕГЭ»Серия «Подготовка к ЕГЭ» Интернет-поддержка выпускаемых УМКИнтернет-поддержка выпускаемых УМК «Методические портфели» к УМК«Методические портфели» к УМК Подготовка тьюторов для методического сопровождения УМКПодготовка тьюторов для методического сопровождения УМК ИНТЕРНЕТ-школа ПРОСВЕЩЕНИЕ.RU. Система дистанционного обучения. Совместный проект издательства и НП «Телешкола» УЧИТЕЛЮ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.