Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕлена Черкасова
1 Урок русского языка в 9 классе ТЕМА: учимся писать сжатое изложение. ЦЕЛЬ: подготовка к ГИА, подготовка к сжатому изложению. ЗАДАЧИ: умения выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию; производить исключение и обобщение.
2 Три способа сжатия текста. исключение подробностей, деталей; обобщение конкретных, единичных явлений; сочетание исключения и обобщения. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факторы, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.
3 Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия. Установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
4 К приемам сжатого изложения относятся: сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
5 Первое чтение текста 1.ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ ТЕКСТА ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОС: «о чем текст?» Как определить тему? Тема определяется различными способами: по началу текста по ключевым словам по ключевым эпизодам по поступкам или размышлениям героев(автора) по заглавию текста 2.ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИДЕИ ТЕКСТА ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОС: «Зачем автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?»
6 Что нам помогает сформулировать идею? общая тональность звучания текста настроение, которое вызывает прочтение текста отношение автора к событиям, героям наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции). 3.ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА НАЗОВИТЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ ТЕКСТА. ЗАПИШИТЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОЙ КОМПОЗИЦИОННОЙ ЧАСТИ В ФОРМЕ ТЕЗИСА. Композиция текста - построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.
7 Тезис- положение, сформулированное как предложение( простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса - один из приемов сжатия текста.
8 Второе чтение текста 1.ЭТАП АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ ТЕКСТА: Определение микротем текста как частей общей темы. Выполнение задания: «ОПРЕДЕЛИТЕ НА СЛУХ КОЛИЧЕСТВО АБЗАЦЕВ В ТЕКСТЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ БОЛЬШИХ ИНТОНАЦИОННЫХ ПАУЗ ЧИТАЮЩЕГО». «ОПРЕДЕЛИТЕ МИКРОТЕМУ КАЖДОГО АБЗАЦА», запишите ее кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?» «Абзацы пронумеруйте». Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев.
9 Микротема- содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью- абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Исключение избыточной информации - еще один прием сжатия текста.
10 2. ЭТАП МОДЕЛИРОВАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Снимите нумерацию абзацев - микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение. Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.
11 Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста. 1. Какая проблема поднимается в этом тексте? а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире б) ответственное отношение к получению знаний в) природа человеческой одаренности г) причины охлаждения людей к получению новых знаний. 2. Какой(ие) тип(ы) речи использует(ют)ся в этом тексте? а) повествование б) рассуждение в) описание и рассуждение г) повествование и рассуждение
12 3. Каким (ими) предложением (ями) можно опровергнуть следующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных наук?» а)1-2 б) 5 в) 7-8 г) Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место пропусков необходимые слова. Вначале автор ставит вопрос: «____________?» Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему ____________ или ____________. Конечно, никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут ____________. Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.
13 5. Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации. Информация о тексте для сжатого изложения абз аца Микротема 1Человек должен для себя понимать, какие знания ему будут нужны в будущем. 2Прелесть жизни – в её непредсказуемости. 3Мы должны задумываться, на что тратим драгоценное время. И чем это произойдёт раньше, тем лучше.
14 Напишите сжатое изложение. (1) Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами? (2) Ну, допустим, человек разносторонне одарён от природы, всё мгновенно понимает и запоминает.(3) Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?»(4) А поняв, для чего это нужно, воодушевиться ещё сильнее или, наоборот, охладеть. (5) Чем бы современный школьник ни занимался в будущем - медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко.
15 (7)Но прелесть жизни – в её непредсказуемости.(8) Может быть, придётся строить города в пустыне, лечить там людей – как же тогда без знаний о животном мире пустыни.?(9) К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим. (10) И всё-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11) Не ставить его - значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12) И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13) И пусть лучше это произойдёт раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.