Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОлег Недомеров
1 Основы языка Данные, Переменная, Константа Типы данных Оператор присваивания Оператор read, write Оператор if Оператор цикла Паскаль
3 Программа – это –алгоритм, записанный на каком-либо языке программирова ния –набор команд для компьютера Команда – это описание действий, которые должен выполнить компьютер. – откуда взять исходные данные? – что нужно с ними сделать?
4 Алфавит языка Pascal включает: все латинские прописные и строчные буквы арабские цифры (0 – 9) символы + - * / =,. ; : _ ( ) { } и др. служебные ( зарезервированные ) слова
5 Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными ( это английские мнемонические сокращения ). Служебные слова делятся на три группы : операторы ( READ, WRITELN и др.) имена функций ( SIN, COS и др.) ключевые слова ( VAR, BEGIN, END и др.)
6 Структура программы PROGRAM имя; Var имя:тип ; BEGIN оператор 1; оператор 2; ….. оператор n-1; оператор n; END.
7 Имена в программе Имена могут включать –латинские буквы (A-Z) –цифры (имя не может начинаться с цифры) –знак подчеркивания _ Имена НЕ могут включать –русские буквы –пробелы –скобки, знаки +, =, !, ? и др.
8 Типы данных
9 Данные, переменные, константы Данные – величины, обрабатываемые программой Константа – данные, значения которых не изменяются в процессе выполнения программы Переменная – данные, значения которых могут меняться в процессе выполнения программы. Имеют характеристики (атрибуты): имя, тип и значение.
10 Атрибуты Имя (идентификатор) определяет обозначение переменной и ее место в памяти Уникально, не меняется в процессе выполнения программы Начинается обязательно с буквы Значение – динамическая характеристика. Задается и меняется через операторы чтения или присваивания. Тип определяет множество допустимых значений и возможные операции с ними.
11 Типы данных. Назначение Типы данных определяют: Возможные значения переменных Внутреннюю форму представления числа в памяти PC Операции на данными В языке Паскаль типы данных (переменных) указывают в программе заранее! (var….;)
12 Типы данных. ИдентификаторДлина (байт) Диапазон значенийОперации integer , -, /, *, Div, Mod, >=,, real62,9x ,7x , -, /, *, >=,, char1все символы кода ASCII +, >=,, string boolean1true, falseNot, And, Or, Xor, >=,, byte , -, /, *, Div, Mod, >=,,
13 Описание данных Константа Const M=5; Const B=5.5; Переменная Var I:integer; Var I,j: integer; Var A:real;
14 Переменные. Задание значений. Передача переменной X числового значения переменной Y. Вывод на экран значения переменной Y: var x,y:real; begin read(x); - через оператор вода с клавиатуры y:=x; - через операторы присваивания write(y); end.
15 Оператор присваивания ( изменения значения переменной ). Математические операции
16 Общая структура: Присвоение значения переменной: а) := ; b) := ; c) := ; Значение (или значение переменной) которое ПЕРЕДАЕТСЯ переменной Переменная которой ПРИСВАЕВАЕТСЯ значение
17 Математические операции Символ операцииНазвание операции Пример *умножение2*3 (результат: 6 /деление30/5 (результат: 6) +сложение2+3 (результат: 5) -вычитание5-3 (результат: 2) divцелочисленное деление (частное) 5 div 2 (результат: 2) modостаток от деления5 mod 2 (результат: 1)
18 Математические операции. Функции Abs(X) Возвращает абсолютное значение числа X. Cos(X), Sin(X) Возвращает косинус (синус) числа X, где X - угол в радианах. Ln(x) Возвращает число, равное натуральному логарифму от числа X. Pi Число Пи. Sqr(X) Возвращает число, равное квадрату числа X. Sqrt(X) Возвращает число, равное квадратному корню из числа X.
19 program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin a := 5; 10 := x; y := 7,8; b := 2.5; x := 2*(a + y); a := b + x; end. program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin a := 5; 10 := x; y := 7,8; b := 2.5; x := 2*(a + y); a := b + x; end. Какие операторы неправильные? имя переменной должно быть слева от знака := целая и дробная часть отделяются точкой нельзя записывать вещественное значение в целую переменную
20 Примеры Задача. Увеличить переменную X на единицу var x:real; begin x:=3; x:=x+1; end. x:=x+1; Старое значение x Новое значение x
21 Примеры Задача. Поменять местами значения переменных X и Y: var x,y,c:real; begin c:=y; y:=x; x:=c end. C C X X Y Y 1 2 3
22 Операторы read, write.
23 Оператор read. Оператор чтения данных с клавиатуры: Read(x) – читает данное с клавиатуры и присваивает его переменной х Read(x,y) - читает поочередно значения и присваивает их переменной х и y соответственно.
24 Оператор write. Оператор чтения данных с экрана: Write(x) – выводит на экран значение переменной x. Write(text) – выводит на экран текст text. Write(x:10:3) – выводит значение переменной округленной до 3 знаков после запятой, на все поле отводится 10 знаков. Write('Число',y) – выводит на экран текст Число и значение переменной y. Write('Число',y,отрицательное) – выводит на экран текстЧисло, значение переменной y и текст отрицательное
25 Примеры: WRITE(2*2)- выводит на экран: 4 WRITE(2*2=)-выводит на экран: 2*2= WRITE(2*2=,2*2)-выводит на экран: 2*2=4
26 Типы данных. Примеры Пример программы: program primer; var x:real; begin write(введите число ) readln(x); write(введено число,x); end. Вопрос к аудитории: Введено с клавиатуры значение: a)125; b) true; c) Привет Что будет происходить после ввода значений?
27 Примеры. Задача. Сложить два числа 2 и 6. Вывести результат на экран: 1. var x:integer; begin x:=2+6; write(2+6=,x); end. 2. begin write(2+6= 2+6); end.
28 Примеры. Задача. Прибавить единицу к введенному с клавиатуры числа. Вывести результат на экран. var x:integer; begin write(введите число ); readln(x); x:=x+1; write(увеличенное на единицу число =,x); end.
29 Математические операции. Примеры. Задача. Возвести в квадрат число введенное с клавиатуры. Вывести результат на экран. Возможны 2 варианта. Решение 1: var x:integer; begin read(x); x:=x*x; write(x); end. Решение 2: var x:integer; begin read(x); x:=sqr(x); write(x); end.
30 Оператор if
31 Оператор if. Описание. Неполная форма: if then ; Логическое условие (простое или составное) Оператор 1 Определение: Оператор 1 выполняется тогда и только тогда, когда условие является истинным! Полная форма: if then else ; Определение: Оператор 2 выполняется тогда и только тогда, когда условие является ложным!
32 Оператор if. Логические операции. Логические операции используются для проверки различных условий. Если условие выполняется, то оно считается истинным (true), если нет – ложным (false). Логическая операция Описание Логическая операция Описание =равное>=Больше или равно >больше
33 Оператор if. Примеры. Задача: Составить программу для вывода на экран сообщения о том является ли число отрицательным или положительным. Решение 1: program test; var x:real; begin writeln('Введите число'); read(x); if x>0 then write('Число является положительным'); if x0 then write('Число является положительным') else write('Число является отрицательным'); …
34 Оператор if. Примеры. Задача: Даны два числа вывести наибольшее их них. Решение: program test; var x,y:integer; begin writeln('Введите число 1'); read(x); writeln('Введите число 2'); read(y); If x>y then write('Число,x,больше числа, y) else write('Число,y,больше числа, x); end.
35 Оператор if. Примеры. Задача: Проверить является ли число четным. Решение 1: program chetno; var x:integer; begin writeln('Введите число'); read(x); if (x mod 2)=0 then write('Число четное') else write('Число не четное'); end.
36 Оператор if. Задачи. Задача 1. Проверить является ли число больше 8. Задача 2. Проверить делится ли число на 3. *Задача 3. Проверить является ли число нечетным (условие проверки (x mod 2)=0 не использовать). Задача 4. Даны два числа, вывести на экран наименьшее из них. Задача 5. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 5; в противном случае – вычесть 1. Результат вывести на экран. Задача 6. Даны 3 целых числа, найти количество положительных чисел.
37 Оператор if. Составные лог. операторы. Логические операторы and (логическое и), or (логическое или) – позволяют создавать составные логические выражения. Условие 1 Условие 2 Выражение true false truefalse Таблица истинности для and (и)
38 Оператор if. Составные лог. операторы. Условие 1 Условие 2 Выражение true falsetrue falsetrue false Таблица истинности для or (или)
39 Оператор if. Составные лог. операторы. Условие 1Выражение truefalse true Таблица истинности для not (отрицание)
40 Оператор if. Примеры выражений. Пример 1: X = 5 и Y = 6 Выражение (x 5) – истинно true Выражение (x 5) – ложно false true
41 Оператор if. Примеры выражений. Пример 2: X = 5 и Y = 6 Выражение (x 5) true Выражение (x 5) false true истинно
42 Оператор if. Примеры выражений. Пример 3: X = 5 и Y = 6 Выражение (not x
43 Оператор if. Примеры. Задача: Составить программу для проверки является ли число больше 5 и меньше 20 одновременно. Решение: program test; var x:integer; begin writeln('Введите число'); read(x); if (x>5) and (x
44 Оператор if. Программные скобки. Описание 3: if условие then begin оператор 1; оператор 2;... оператор n; end; Открытие программных скобок Закрытие программных скобок Закрытие программных скобок
45 Оператор if. Программные скобки. Задача: Поменять местами переменные, если первая переменная больше второй. … If x > y then begin c:=y; y:=x; x:=с; end; writeln(x,,y); end.
46 Оператор if. Программные скобки. Задача: Составить программу для вычисления корней квадратного уравнения … d:= B*B-4*A*C; If d > 0 then begin x1:=(-1)*B+sqr(d); x2:=(-1)*B-sqrt(d); writeln(Первый корень равен,x1); writeln(Второй корень равен,x2); end; If d = 0 then … If d < 0 then … end.
47 Циклы. Оператор for
48 48 Циклы. Определение 1: Многократно повторяющийся участок вычислительного процесса называется циклом. Определение 2: Если заранее известно количество необходимых повторений, то цикл называется арифметическим. Если же количество повторений заранее неизвестно, то говорят об итерационном цикле.
49 49 Циклы. В итерационных циклах производится проверка некоторого условия, и в зависимости от результата этой проверки происходит либо выход из цикла, либо повторение выполнения тела цикла. Если проверка условия производится перед выполнением блока операторов, то такой итерационный цикл называется циклом с предусловием (цикл "пока"), а если проверка производится после выполнения тела цикла, то это цикл с постусловием (цикл "до").
50 50 Циклы. Особенность этих циклов заключается в том, что тело цикла с постусловием всегда выполняется хотя бы один раз, а тело цикла с предусловием может ни разу не выполниться. В зависимости от решаемой задачи необходимо использовать тот или иной вид итерационных циклов.
51 51 Циклы. Арифметические циклы. Описание: for := to do ; Оператор for вызывает оператор, находящийся после слова do, по одному разу для каждого значения в диапазоне отзначения 1 до значения 2.
52 52 Циклы. Арифметические циклы. Задача: Вывести на экран числа от 1 до 16. Решение: … for i:=1 to 16 do WriteLn(i); …
53 Циклы. Арифметические циклы. Задача: Вывести на экран таблицу умножения на 8. Решение: … for i:=1 to 10 do WriteLn(8 *,i,=,8*i); …
54 Циклы. Арифметические циклы. Задача: 1. Даны целые числа К и N (N > 0). Вывести N раз число К. 2.Даны два целых числа А и В (А < В). Вывести в порядке возрастания все целые числа, расположенные между А и В (включ|ая сами числа А и В ), а также количество N этих чисел. 3. Даны два целых числа А и В (А < В). Вывести в порядке убывания все целые числа, расположенные между А и В (не включая числа А и В ), а также количество N этих чисел.
55 Циклы. Арифметические циклы. Задача: 1. Дано вещественное число цена 1 кг конфет. Вывести стоимость 1.2, 1.4,..., 2 кг конфет. 2. Даны два целых числа А и В (А < В). Найти сумму всех целых чисел от А до В включительно. 3. Даны два целых числа А и В (А < В). Найти произведение всех целых чисел от А до В включительно. 4. Даны два целых числа А и В (А < В). Найти сумму квадратов всех целых чисел от А до В включительно.
56 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.