Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГерасим Волостнов
1 Александр Асмолов Практическая психология и стратегия социокультурной модернизации школьного образования Москва 2008
2 Лев Семенович Выготский «Исторический смысл психологического кризиса» «...Психология впервые столкнулась с высокоорганизованной практикой – промышленной, воспитательной, политической, военной. Это прикосновение... заставляет усвоить и ввести в науку огромные, накопленные тысячелетиями запасы практически-психологического опыта и навыков потому что и церковь, и военное дело, и политика, и промышленность... сознательно регулировали и организовывали психику... Нельзя преувеличивать значение новой практической психологии для всей науки; психолог мог бы сложить ей гимн... Промышленность и войско, воспитание и лечение оживят и реформируют науку»
3 Провидение Л.С.Выготского: практическая психология как методология, преобразующая принципы и систему психологической науки. Основные установки Проекта организации практической психологии образования «практическая психология образования» как установка на понимание и поддержку ценности индивидуального развития каждого ученика; «вариативное образование» как установка на конструирование образования, обеспечивающее компетентный выбор индивидуальных образовательных траекторий каждого человека; «толерантность» как цивилизационная норма, обеспечивающая устойчивое развитие человека и социальных групп в мире разнообразия; «социокультурная модернизация образования» как установка на конструирование ценностных ориентаций и норм поведения населения России и формирование гражданской идентичности подрастающих поколений
4 Эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества консолидация общества в условиях роста его разнообразия; повышение роли образования как механизма социальной стратификация общества; формирование гражданской идентичности личности; взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур; конкурентоспособность личности, общества и государства
5 Системно-деятельностный подход к стандарту образования как конвенциональной норме, отражающей требования государства, общества, семьи и школы к результатам образования Вектор системно-деятельностного подхода: от парадигмы «знаний, умений, навыков» к парадигме вариативного развивающего мотивационно-смыслового образования Системно-деятельностный подход - интеграция компетентностного подхода и когнитивного подхода, основанного на формировании знаний, умений и навыков Формула развития компетентности в рамках системно- деятельностного подхода: Компетенция – Деятельность- Компетентность Формула развития познания: от действия к мысли. Стандартизация образования и вариативность образования – две неотъемлемые характеристики процесса образования в рамках системно-деятельностного подхода
6 Основные черты стандартизации образования: стандартизация как необходимое условие адаптации подрастающих поколений к решению широкого класса типовых жизненных задач; стандартизация как инструмент управления знаниями в условиях социального, экономического, этнического и психологического разнообразия различных социальных систем; стандартизация как условие обеспечения единства образовательного пространства, которое определяется нами как «единство разнообразия»
7 Основные черты вариативности образования: Эволюционный смысл вариативности образования - наращивание творческого потенциала подрастающих поколений Вариативность выступает как необходимое условие расширения возможностей развития личности при решении жизненных задач в ситуациях роста разнообразия Вариативность обеспечивает управление изменениями в образовательных системах федерального, регионального, муниципального и школьного уровней
8 Базовые ориентиры проектирования стандартов образования в рамках системно- деятельностного подхода: (1) формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и ментальной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России выделение ценностных установок, отражающих требования и гарантии семьи, общества и государства к условиям, обеспечивающим социально ожидаемое качество образования; определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивации к обучению и формирование «компетентности к обновлению компетенций»;
9 Базовые ориентиры проектирования стандартов образования в рамках системно- деятельностного подхода: (2) понимание стандартов общего образования как конвенциональных социальных норм, гарантирующих со стороны государства, общества, семьи и школы доступность, качество, эффективность образования и фиксирующих требования к результатам образования, набору образовательных областей и объему нагрузки на различных уровнях и ступенях образования, срокам обучения, структуре примерных образовательных программ, процедурам контроля за образовательными достижениями учащихся на разных возрастных этапах индивидуального развития личности школьников; проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных познавательных действий, обеспечивающих решение учебных задач и построение картины мира на разных ступенях образования
10 Формирования идентичности как миссии школьного образования в процессе реализации образовательных программ (1) Совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине (например, русский язык как государственный, родная литература, история Отечества, обществознание, граждановедение и т.д.)
11 Формирования идентичности как миссии школьного образования в процессе реализации образовательных программ (2) Совокупность программ по формированию этнокультурной идентичности и солидарности с «малой родиной – село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п. (например, национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.)
12 Формирования идентичности как миссия школьного образования в процессе реализации образовательных программ (3) Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (например, математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.)
13 Основные направления социокультурной модернизации образования (1) разработка стратегии развития образования как ведущей социальной деятельности общества и механизмов ее реализации в государственных программах, фокусом которых является образовательное пространство как социальная сеть, включающая образование наряду с другими институтами социализации (семья, СМИ, религия, социально- экономические институты) создание и внедрение национальной системы психолого-педагогической диагностики одаренных детей и их сопровождение на протяжении личной и профессиональной карьеры
14 Основные направления социокультурной модернизации образования (2) стратегия развития образования как ресурса успешной социализации лиц с ограниченными возможностями в развитии разработка программ компенсации потенциальных рисков социализации подрастающих поколений, возникающих в других институтах социализации проектирование образования как ресурса для установления диалога культур, толерантности, взаимопонимания и доверия в российском обществе развитие «компетентности к обновлению компетенций» как цели образования и ключевого условия роста конкурентноспособности личности, общества и государства
15 Основные направления социокультурной модернизации образования (3) разработка нового поколения стандартов образования с позиции ситемно- деятельностного подхода как конвенциональных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства; формирование социальной и профессиональной компетентности учителей; психолого-педагогическое формирование универсальных познавательныъ действий, обеспечивающих учащимся принятие решений в широком круге проблемных ситуаций, в том числе ситуации неопределенности; повышение мобильности, доступности и качества образования как условия роста социально- экономического статуса в современном обществе, достижения личного и профессионального успеха
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.