Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВасилий Шебалин
1 Методы лабораторного исследования (наблюдение, фиксация и обобщение информации). Волкова Любовь Альбертовна - к.п.н., доцент кафедры педагогических инноваций Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О
2 К методам лабораторного исследования относят следующие методы: Наблюдение - целенаправленное восприятие объектов в результате, которого наблюдатель получает знание о характеристиках и свойствах объекта. Исследователи различают «включённое» и «не включённое» наблюдение. Распознавания признаков (объектов, явлений )- выявления характерных и не характерных особенностей различной направленности для данной группы предметов Эксперимент (опыт) – практическая проба, практический способ ответа на вопрос Лабораторное моделирование (в т.ч. компьютерное моделирование) – способ создания объектов в специально созданных условиях Лабораторный практикум - выполнение практических прикладные работ, предполагающих Познавательные имитационные игры – моделирование действительности с характеристиками реальности Диагностика – способ выявления данных об объекте через специально создаваемые условия Другие Лабораторные методы исследования относятся к практическим методам обучения
3 Действия участников образовательного процесса при осуществлении лабораторного исследования · лабораторно-исследовательское задание предоставляет (учитель), · планирование его выполнения (учащийся при поддержке учителя), · управление процессом выполнения (учащийся при поддержке учителя), · оперативное стимулирование, регулирование и контроль (учитель), саморегулирование и самоконтроль (учащиеся), · анализ итогов практической работы (учащийся при поддержке учителя), · выявления причин недостатков (учащийся при поддержке учителя), · корректировка обучения для полного достижения цели (учитель направляет учащегося).
4 Лабораторный метод (обобщённое понимание) это разновидность (эмпирического) исследования во время которого учащиеся осуществляют поиск нового знания через проведение опытов, экспериментов, наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях лабораторий, кабинетов и с применением технических средств. Лабораторный метод отличается самостоятельностью школьника не предполагает предоставление «готового» знания Формируемые в начальной школе умения - способы обработки визуальной информации (сравнение, идентификация, выявление существенных характеристик объекта, обобщение данных, выводы) - использование не сложных алгоритмов деятельности); - соблюдение техники безопасности; - навыки коллективной работы ; - умозаключения
5 Действия участников лабораторного исследования на уроке при наблюдении 1.) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте). 2) Работа по рассмотрению частей объекта. 3) Обобщение увиденного. Приемы закрепления наблюдения: 1) 1)Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить. 2) 2) Иммитация. 3) 3) Сравнение. 4) 4) Работа с визуальной информацией. 5) 5) Самостоятельное проведение наблюдения. Виды наблюдения: · за объектами неживой природы; · за явлениями неживой природы; · за объектами живой природы; · ИЦО – микроскоп Иллюстрации на экране (мм проектор) Документ камера Возможны длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: рост растений и развитие животных, погода, ветер, облачность, поведение рек и озер в зависимости от погоды и т.п.
6 Лабораторные работы Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов или практических работ с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования, специально созданных или подходящих естественных условиях К лабораторным работам можно отнести: -поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, - изучение фольклора, исторических фактов своего края, историю своей семьи и др. Учитель составляет инструкцию, а ученики фиксируют результаты работы в виде отчетов ( в том числе электронных), числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
7 Метод распознавания и определения признаков объекта (явления) 1. Задание на изучение особенностей объекта (растений, термометра, почвы и т.д.) 2. Самостоятельное распознавание учащимися внешних, морфологических (составляющих) и других особенностей объекта (внешний вид). 3. Выделение признаков объекта, фиксация результатов в таблице (в карточке). 4. Составление характеристики объекта (что это вцелом, какое оно?). 5. Определение места данного объекта, явления среди других объектов и явлений (это цветок, поиск названия, где растёт и др.). Цифровой микроскоп, цифровая лаборатория, мм проектор, экран + материал для изучения
8 Метод лабораторного моделирования Выполнение учащимся модели объекта ( прикладная деятельность), которой предшествуют действия : 1) идеальные (умозрительные, мысленно построенные) изображения – представьте себе, опишите детали; 2) или посмотрите на объект( добавьте, убавьте, измените, что нужно сделать, чтобы и т.д.) 3) Возможно создание из элементов ( интерактивная доска) Речь идёт о демонстрации или представлении объектов, которые нужно будет создать или изменить На основе созданного образа учащийся сам делает модель.
9 Познавательные (имитационные) игры. Это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода стимулировать познавательный процесс. Современные имитационные игры в начальной школе это преимущественно игры по правилам. Геологоразведочная экспедиция Детское кафе Оказание первой помощи Научная лаборатория Ферма и т.д. Познавательные (имитационные игры) имеют в основе дидактическую составляющую
10 Опыт (эксперимент) Практическая проба, практический способ ответа на вопрос, действие с целью получения заданного результата. Проверка гипотез Сопутствующие методы: наблюдение, описание, проектирование
11 Лабораторное экспериментирование как вид самостоятельной работы 1. Лабораторные опыты – деятельность по проведению опытов (экспериментов) 2. Практические (лабораторные) занятия - познавательная деятельность, расчёты Анализ (разделение с целью понимания) и фиксация результатов (таблица, схема, карточка, зарисовка, прописывание и т.д.) Подведение итогов, формулирование выводов непредусмотренный результат не является неправильным. развитие способностей через постановку неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа
12 Лабораторный практикум Компонент познавательной деятельности Расчёты – решение задач, предусматривающих математические вычисления, замеров, проверка количественных и качественных данных (характеристик объекта, которые, как правило, описывают) на практике Составление схем - Заполнение таблиц - Зарисовки -
13 Лабораторная диагностика (мониторинг ) Школьная метеостанция - предназначена для того, чтобы формировать умение школьников составлять простейшие прогнозы ( диагностика состояния погоды) Цифровой интерактивный стол ( мультисенсорный компьютер) – предназначен для получения справочной информации об исследуемом объекте, моделировании, и фиксации результатов лабораторного исследования и др. Цифровая интерактивная лаборатория - предназначена для диагностики шумов, влажности, освещения в помещении Цифровая интерактивная система голосования – предназначена для диагностики понимания и усвоения учащимися содержания обучения
14 Формируемые характеристики учащихся Лабораторный метод Стимулирует самостоятельность учащихся Способствует углублению знаний об окружающем мире Развивает исследовательские способности Формирует представления о мире Способствует упрочению теоретических знаний
15 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.