Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнесса Языкова
1 Отклоняющееся поведение школьников МКОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Яковлева Педагог-психолог: Е.А Смирнова уч.год
2 Классификация отклоняющегося поведения по уровням и содержанию 1.Непослушание (шалость, озорство, проступок), 2.Негативизм, 3.Упрямство, 4.Капризы, 5.Своеволие, 6.Грубость, дерзость, 7.Агрессивность, 8.Недисциплинированность, 9.Ложь (лживость), 10.Правонарушения.
3 1. Непослушание - форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. шалость озорство проступок
4 Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенность Особенность шалости - шалости - ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.
5 Озорство - представляет собой эпизод в поведении ребенка, где проявляются выдумка, инициатива, активность. Особенность озорства - озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
6 Проступок - это социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.
7 Причины непослушания: Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). Нарушение этики общения и норм поведения. Несогласованность в требованиях членов семьи к ребенку. Непедагогические методы воспитания. Недостаток родительского внимания. Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. Преобладание наказаний над поощрениями.
8 Воспитательные методы и приемы при непослушании: Не ругать, не читать нотаций часто. Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. Проявлять внимание и уважение.
9 2. Детский негативизм - немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Активный негативизм – когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. Активный негативизм – когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. Пассивный негативизм – Пассивный негативизм – это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия.
10 Причины негативизма: Педагогические ошибки - взрослые, предъявляя требования к ребенку, не всегда учитывают его психическое состояние. Педагогические ошибки - взрослые, предъявляя требования к ребенку, не всегда учитывают его психическое состояние. Неуважительное отношение к личности ребенка - негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду. Неуважительное отношение к личности ребенка - негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду.
11 Воспитательные методы и приемы при негативизме: Доброжелательные отношения в семье, классе. Чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, Устранение случаев несправедливости. Разумная требовательность и уважительная форма обращения к ребенку в процессе взаимодействия.
12 3. Упрямство - это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Опасность упрямства – порождает детскую порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости.
13 Причины упрямства: Нарушение взаимоотношений взрослого с ребёнком. Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации. Игнорирование интересов и потребностей ребенка. Утверждение родительского авторитета.
14 Воспитательные методы и приемы при упрямстве: Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение. Не унижать ребенка. Не применять принуждения. Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время. Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. Контролировать себя и свои действия.
15 4. Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в раздражительности, недовольстве, плаче, двигательном перевозбуждении.
16 Причины капризов: Отсутствие требовательности со стороны взрослых. Отрицательная реакция родителей на капризы. Болезненное состояние. Чрезмерная родительская любовь. Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка. Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. Перевозбуждение нервной системы ребенка
17 Воспитательные методы и приемы Разумно организовать режим дня ребенка. Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в классе. Проявлять умеренную требовательность. Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза. Проявлять спокойствие в момент каприза. Избегать угроз, упреков. Спокойно поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
18 5. Своеволие - возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства. Распространенная ошибка учителей и родителей - чрезмерная, неадекватная сила преодоления своеволия, в результате чего уничтожается в самом зародыше воля ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям.
19 Причины своеволия: Неправильное воспитание, Избалованность, Эгоизм ребенка, Потакание его прихотям, Непоследовательность в требованиях к нему.
20 Воспитательные методы и приемы при своеволии: Создание такой обстановки в среде ребенка, в которой не травмируются психика, его нервная система, происходит активизация положительного фонда личности ребенка, культивирование коллективистских начал в его нравственном сознании. Создание обстановки доброжелательности, доверия, Преодоление педагогических ошибок, допущенных ранее, Создание атмосферы делового сотрудничества.
21 6. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым - возникают как результат неправильной реализации ребенком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание.
22 Причины грубости: Несдержанность, Слабоволие, Неумение ребенка владеть собой, Неудовлетворение потребностей ребенка, Оскорбление, Применение принуждений и наказаний, Нарушение этики взаимоотношений и общения, Несправедливое отношение к ребенку, Состояние болезни.
23 Воспитательные методы и приемы при грубости: Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка. Не наказывать. Оставлять на время в покое. Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева.
24 7. Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим. Проявляется как гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить.
25 Причины агрессивности: Авторитарный стиль воспитания. Деформация системы ценностей членов семьи. Упущения в нравственном воспитании детей. Подражание героям кино- и видеофильмов. Чувства голода и усталости. Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку. Стремление самоутвердиться.
26 Воспитательные методы и приемы при агрессивности: Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения. Вовлекать в межличностные отношения. Учить понимать переживания других людей Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка. Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей. Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка.
27 8. Недисциплинированность незлостная (к ней ведут озорство, шалость); злостная (более опасная.) Уже не ситуативная и имеет повторяющийся характер.
28 Причины недисциплинированности : Предъявление ребенку невыполнимых требований (приказаний). Нарушение этики общения и норм поведения. Недостаток родительского внимания. Преобладание наказаний над поощрениями. Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку. Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и взрослым.
29 Воспитательные методы и приемы при недисциплинированности: Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка. Не ругать, не читать нотаций часто. Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. Проявлять внимание.
30 9. Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности. В зависимости от возраста может проявляться как мнимая, так и настоящая ложь.
31 Причины лжи: – Желание доказать свое превосходство. – Стремление избежать наказания. – Чрезмерная строгость, дисциплина, основанная на страхе. – Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств. – Способ психологической защиты.
32 Воспитательные методы и приемы при лжи Избегать запретов и наказаний. Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами. Исключать из методов воспитания запугивание. Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку. Не лгать самим.
33 10. Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать противоправные действия, нарушения и преступления – хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы.
34 Причины правонарушений: Стремление укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников. Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему. Способ самоутверждения в жизни.
35 Воспитательные методы и приемы при правонарушениях: Не устраивать публичных судилищ над ребенком. Не вешать ребенку ярлыков, тем самым унижая его достоинство. Не вспоминать о правонарушениях в случае, если это вызывает гнев. Не предрекать будущее.
36 Ведущие направления в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения Воспитание волевого поведения, Воспитание гуманистической устойчивости личности младшего школьника.
37 Памятка для родителей: Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей. Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка. Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
38 Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших. Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных. Рекомендуйте детям читать художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми. Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.