Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМария Сябрина
1 1 СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ М.И.Степанова 20 апреля 2010 г.
2 2 Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье
3 3 Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
4 4 Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов второго поколения – совокупность норм и регламентов тех факторов, которые формируют образовательную среду: материальные ресурсы, материальные ресурсы, организация учебного процесса, организация учебного процесса, организация питания, организация питания, медицинское обеспечение. медицинское обеспечение.
5 5 Выполнение этих требований должно гарантировать условия обучения и воспитания в процессе освоения новых образовательных стандартов, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей. Выполнение этих требований должно гарантировать условия обучения и воспитания в процессе освоения новых образовательных стандартов, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей.
6 6 Наиболее неблагоприятными периодами школьного онтогенеза, сопровождающимися значительным темпом прироста заболеваемости, являются периоды обучения в 1-х, 5-8-х и старших классах. 5-8-х и старших классах. В эти же периоды наблюдается и снижение умственной работоспособности.
7 7 Изменения показателей патологической пораженности школьников в зависимости от класса
8 8 Особенно высокими темпами увеличивается распространенность школьно-обусловленных нарушений здоровья: нервно-психических и вегетативных расстройств, нарушений опорно- двигательного аппарата, зрения, функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
9 9
10 10 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 1.СанПиН «Санитарно- гигиенические правила и нормы по организации обучения детей с шестилетнего возраста». 2. СанПиН «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
11 11 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 3. СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
12 12 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 4. СанПиН / «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» 5. СанПиН / «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно- вычислительным машинам и организация работы»
13 13 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 6.СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
14 14 Проект СанПиН Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» содержит требования к : размещению школьного здания; участку и зданию школы; оборудованию помещений; воздушно-тепловому режиму; естественному, искусственному освещению и инсоляции; водоснабжению и канализации; организации образовательного процесса; организации медицинского обеспечения; санитарному состоянию и содержанию участка и помещений школы.
15 15 В чем новизна гигиенических требований? Площадь участка на 1 Площадь участка на 1 учащегося. учащегося. Инсоляция участка и учебных Инсоляция участка и учебных помещений. помещений. Школы полного дня Школы полного дня Школьные ранцы. Школьные ранцы. Сменная обувь. Сменная обувь.
16 16 В чем новизна гигиенических требований? требования к освещению требования к освещению учебных помещений; учебных помещений; требования к учебной мебели; требования к учебной мебели; требования к организации требования к организации внеурочной деятельности. внеурочной деятельности.
17 17 В чем новизна гигиенических требований? Наполняемость класса – не более 24 чел. Зонирование учебных помещений для организации различных видов учебной деятельности (площадь помещений) новые школы трудности учебных предметов новые школы трудности учебных предметов
18 18 Обновлённые гигиенические требования Требования к освещению классов: Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для искусственного освещения классов нецелесообразно. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для искусственного освещения классов нецелесообразно.
19 19 Новые гигиенические требования Школьные ранцы. Школьные ранцы. Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей. Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти с помощью старшеклассников. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг, для учащихся 3-4-х классов – 3, 2 кг.
20 20 Новые гигиенические требования Сменная обувь. Сменная обувь. Обувь не должна быть зауженной в носочной части. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потертости, мозоли. Подошва в обуви должна быть гибкой. Высота подошвы не должна быть более 0,7 см. Высота каблука не должна превышать 2 см.
21 21 Новые гигиенические требования Сменная обувь. Сменная обувь. должна иметь фиксированный задник; должна иметь фиксированный задник; должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок не способствует устойчивому положению стопы. должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок не способствует устойчивому положению стопы. должна обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы. должна обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы.
22 22 Новые гигиенические требования Сменная обувь. Сменная обувь. Не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве. Не рекомендуется использовать в качестве сменной обуви туфли типа «лодочки», домашние тапочки, кроссовую обувь, туфли с нефиксированным задником.
23 23 Распространенность нарушений осанки у детей в динамике многолетних наблюдений ( гг, %)
24 24 Распределение классов начальной школы по уровню оборудованных рабочих мест в соответствии с длиной тела учащихся
25 25 ПАРТА И КОМПЛЕКТ СТОЛ-СТУЛ
26 26 Современные виды ученической мебели
27 27 РАЗНЫЕ ВИДЫ КОНТОРОК (для обучения в позе стоя)
28 28 Обновлённые гигиенические требования требования к учебной мебели: требования к учебной мебели: Основным видом ученической мебели в начальной школе должна быть школьная парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7-15º и отрицательной дистанцией сиденья. Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
29 29 Обновлённые гигиенические требования требования к учебной мебели: требования к учебной мебели: В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3-х рядов устанавливают по 2 конторки. Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы мм составляет 750 мм, мм – 850 мм и мм мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками.
30 30 Внеурочная деятельность 1. Занятия по выбору. 2. Форма занятий должна отличаться от урочной (кружки секции, от урочной (кружки секции, олимпиады, экскурсии, проектная олимпиады, экскурсии, проектная деятельность и др.). деятельность и др.). 3. Баланс между занятиями двигательного и статического двигательного и статического характера. характера.
31 31 Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др. Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Гиподинамичный характер обучения
32 32 Характеристика показателей функционального состояния организма и режима дня младших школьников в зависимости от недельного объема учебной нагрузки
33 33 Элементы средового пространства для работы в режиме сидя-стоя
34 34 Показатели функционального состояния и острой заболеваемости младших школьников 3,0 0,65
35 35 Динамика уровня функциональной неготовности к обучению детей 7-го года жизни мальчики 48,6% девочки 28,6%
36 36 Адаптация к учебной нагрузке в зависимости от степени «школьной зрелости» частота случаев сильного и выраженного утомления зрелые условно зрелые 28,7% 46,3%
37 37 Различия психомоторики и когнитивных функций у детей, поступивших в школу до и после 7 лет («младшие» и «старшие») Латентный компонент простой сенсомоторной реакции на световые раздражители (мс) Скорость извлечения информации из памяти (число верных ответов в секунду)
38 38 Индекс положительного социометрического статуса (доля лиц, давших положительную оценку данному субъекту, %) Результаты социометрических исследований для детей, поступивших в школу до и после 7 лет («младшие» и «старшие») («младшие» и «старшие») (Надеждин Д.С. с соавтр., 2008) Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности (доля группы, которая выбрана субъектом со знаком «минус», %) р
39 39 Распространенность функциональных отклонений среди младших школьников в динамике обучения в зависимости от возраста поступления в школу % Костно-мышечная система Часто болеющие дети
40 40 Патологическая пораженность 11-классников в зависимости от возраста (хронические болезни) () МальчикиДевочки 16 лет лет17-18 Органов пищеварения Опорно-двигательный аппарат Нервно-психические расстройства Органы зрения (миопия средней и высокой степени) ВСЕГО
41 41 Зависимость показателей функционального состояния организма первоклассников от организации учебно-воспитательного процесса Здоровьесберегающие условия полный набор условий неполный набор условий
42 42 Показатели функционального состояния у учащихся классов с различной наполняемостью Показатели /наполняемость класса менее и выше 25 и выше Интегральный показатель работоспособности, усл. ед. 1,340,88 Сильное и выраженное утомление, % 26,938,1 Уровень невротизации, % 27,860,0 ЖЕЛ, мл 2655,7 2655,72254,2 Устойчивость к гипоксии, с 52,638,2 Индекс пропусков 7,512,1
43 43 Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового (ЭГ) и традиционного (КГ) календаря школьных каникул Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового (ЭГ) и традиционного (КГ) календаря школьных каникул
44 44 Здоровьесберегающий эффект нового календаря каникул определяется: снижением острой заболеваемости учащихся на протяжении учебного года; снижением острой заболеваемости учащихся на протяжении учебного года; меньшей частоте выраженного утомления; меньшей частоте выраженного утомления; меньшей частотой повышенной и высокой степени невротизации; меньшей частотой повышенной и высокой степени невротизации; более устойчивым психоэмоциональным состоянием; более устойчивым психоэмоциональным состоянием; повышением учебной успеваемости повышением учебной успеваемости
45 45 Зависимость функционального состояния организма учащихся от стиля преподавания - класс авторитарного педагога - контрольный класс
46 46 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Степанова Марина Исааковна Д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания р.т Вопросы???
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.