Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАфанасий Стрыгин
1 Отклоняющееся поведение школьников МКОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Яковлева Педагог-психолог: Е.А Смирнова уч.год
2 Классификация отклоняющегося поведения по уровням и содержанию Непослушание (шалость, озорство, проступок), Негативизм, Упрямство, Капризы, Своеволие, Грубость, дерзость, Агрессивность, Недисциплинированность, Ложь (лживость), Правонарушения.
3 1. Непослушание - форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. шалость озорство проступок
4 Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенность Особенность шалости - шалости - ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.
5 Озорство - представляет собой эпизод в поведении ребенка, где проявляются выдумка, инициатива, активность. Особенность озорства - озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
6 Проступок - это социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.
7 Причины непослушания: Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). Нарушение этики общения и норм поведения. Нарушение этики общения и норм поведения. Несогласованность в требованиях членов семьи к ребенку. Несогласованность в требованиях членов семьи к ребенку. Непедагогические методы воспитания. Непедагогические методы воспитания. Недостаток родительского внимания. Недостаток родительского внимания. Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. Преобладание наказаний над поощрениями. Преобладание наказаний над поощрениями.
8 Воспитательные методы и приемы при непослушании: Не ругать, не читать нотаций часто. Не ругать, не читать нотаций часто. Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. Поговорить доброжелательно Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. без упреков и повышения голоса. Проявлять внимание и уважение. Проявлять внимание и уважение.
9 2. Детский негативизм - немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Активный негативизм – когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. Активный негативизм – когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. Пассивный негативизм – Пассивный негативизм – это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия.
10 Причины негативизма: Педагогические ошибки - взрослые, предъявляя требования к ребенку, не всегда учитывают его психическое состояние. Педагогические ошибки - взрослые, предъявляя требования к ребенку, не всегда учитывают его психическое состояние. Неуважительное отношение к личности ребенка - негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду. Неуважительное отношение к личности ребенка - негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду.
11 Воспитательные методы и приемы при негативизме: Доброжелательные отношения в семье, классе. Доброжелательные отношения в семье, классе. Чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, Чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, Устранение случаев несправедливости. Устранение случаев несправедливости. Разумная требовательность и Разумная требовательность и уважительная форма обращения к ребенку в процессе взаимодействия.
12 3. Упрямство - это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Опасность упрямства – порождает детскую порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости.
13 Причины упрямства: Нарушение взаимоотношений взрослого с ребёнком. Нарушение взаимоотношений взрослого с ребёнком. Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации. Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации. Игнорирование интересов и потребностей ребенка. Игнорирование интересов и потребностей ребенка. Утверждение родительского авторитета. Утверждение родительского авторитета.
14 Воспитательные методы и приемы при упрямстве: Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение. Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение. Не унижать ребенка. Не унижать ребенка. Не применять принуждения. Не применять принуждения. Откладывать решение Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время. время. Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. Контролировать себя и свои действия. Контролировать себя и свои действия.
15 4. Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в раздражительности, недовольстве, плаче, двигательномперевозбуждении.
16 Причины капризов: Отсутствие требовательности со стороны взрослых. Отсутствие требовательности со стороны взрослых. Отрицательная реакция родителей на капризы. Отрицательная реакция родителей на капризы. Болезненное состояние. Болезненное состояние. Чрезмерная родительская любовь. Чрезмерная родительская любовь. Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка. Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка. Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. Перевозбуждение нервной системы ребенка Перевозбуждение нервной системы ребенка
17 Воспитательные методы и приемы Разумно организовать режим дня ребенка. Разумно организовать режим дня ребенка. Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в классе. Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в классе. Проявлять умеренную требовательность. Проявлять умеренную требовательность. Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза. Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза. Проявлять спокойствие в момент каприза. Проявлять спокойствие в момент каприза. Избегать угроз, упреков. Избегать угроз, упреков. Спокойно поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя. Спокойно поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
18 5. Своеволие - возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства. Распространенная ошибка учителей и Распространенная ошибка учителей и родителей - чрезмерная, неадекватная сила преодоления своеволия, в результате чего своеволия, в результате чего уничтожается в самом зародыше воля ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям.
19 Причины своеволия: Неправильное воспитание, Неправильное воспитание, Избалованность, Избалованность, Эгоизм ребенка, Эгоизм ребенка, Потакание его прихотям, Потакание его прихотям, Непоследовательность Непоследовательность в требованиях к нему.
20 Воспитательные методы и приемы при своеволии: Создание такой обстановки в среде ребенка, в которой не травмируются психика, его нервная система, происходит активизация положительного фонда личности ребенка, культивирование коллективистских начал в его нравственном сознании. Создание такой обстановки в среде ребенка, в которой не травмируются психика, его нервная система, происходит активизация положительного фонда личности ребенка, культивирование коллективистских начал в его нравственном сознании. Создание обстановки доброжелательности, доверия, Создание обстановки доброжелательности, доверия, Преодоление педагогических Преодоление педагогических ошибок, допущенных ранее, Создание атмосферы Создание атмосферы делового сотрудничества.
21 6. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым - возникают как результат неправильной реализации ребенком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание.
22 Причины грубости: Несдержанность, Несдержанность, Слабоволие, Слабоволие, Неумение ребенка владеть собой, Неумение ребенка владеть собой, Неудовлетворение потребностей ребенка, Неудовлетворение потребностей ребенка, Оскорбление, Оскорбление, Применение принуждений и наказаний, Применение принуждений и наказаний, Нарушение этики взаимоотношений и общения, Нарушение этики взаимоотношений и общения, Несправедливое отношение к ребенку, Несправедливое отношение к ребенку, Состояние болезни. Состояние болезни.
23 Воспитательные методы и приемы при грубости: Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка. Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка. Не наказывать. Не наказывать. Оставлять на время в покое. Оставлять на время в покое. Отвлекать ребенка от того, что становится того, что становится причиной гнева. причиной гнева.
24 7. Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим. Проявляется как гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить.
25 Причины агрессивности: Авторитарный стиль воспитания. Авторитарный стиль воспитания. Деформация системы ценностей членов семьи. Деформация системы ценностей членов семьи. Упущения в нравственном воспитании детей. Упущения в нравственном воспитании детей. Подражание героям кино- и видеофильмов. Подражание героям кино- и видеофильмов. Чувства голода и усталости. Чувства голода и усталости. Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку. Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку. Стремление самоутвердиться. Стремление самоутвердиться.
26 Воспитательные методы и приемы при агрессивности: Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения. Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения. Вовлекать в межличностные отношения. Вовлекать в межличностные отношения. Учить понимать переживания других людей Учить понимать переживания других людей Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка. Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка. Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей. Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей. Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка. Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка.
27 8. Недисциплинированность незлостная (к ней ведут озорство, шалость); злостная (более опасная.) Уже не ситуативная и имеет повторяющийся характер.
28 Причины недисциплинированности : Предъявление ребенку невыполнимых требований (приказаний). Предъявление ребенку невыполнимых требований (приказаний). Нарушение этики общения и норм поведения. Нарушение этики общения и норм поведения. Недостаток родительского внимания. Недостаток родительского внимания. Преобладание наказаний над поощрениями. Преобладание наказаний над поощрениями. Несогласованность в требованиях родителей Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку. Отсутствие доверия или Отсутствие доверия или привязанности привязанности между ребенком и взрослым.
29 Воспитательные методы и приемы при недисциплинированности: Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка. Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка. Не ругать, не читать нотаций Не ругать, не читать нотацийчасто. Выражать огорчение по поводу Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. его поступка, действия, ошибки. Поговорить доброжелательно Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. Проявлять внимание. Проявлять внимание.
30 9. Ложь (лживость) - 9. Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности. В зависимости от возраста может проявляться как может проявляться как мнимая, так и настоящая ложь.
31 Причины лжи: Желание доказать свое превосходство. Желание доказать свое превосходство. Стремление избежать наказания. Стремление избежать наказания. Чрезмерная строгость, дисциплина, основанная на страхе. Чрезмерная строгость, дисциплина, основанная на страхе. Мечта добиться признания, Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств. Способ психологической защиты. Способ психологической защиты.
32 Воспитательные методы и приемы при лжи Избегать запретов и наказаний. Избегать запретов и наказаний. Своевременно замечать Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами. Исключать из методов Исключать из методов воспитания запугивание. Проявлять внимание, Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, доброту, ласку, участие,поддержку. Не лгать самим. Не лгать самим.
33 10. Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать противоправные действия, нарушения и преступления – хулиганство, хулиганство, воровство, воровство, жульничество, жульничество, мошенничество, мошенничество, грабежи. грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы.
34 Причины правонарушений: Стремление укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников. Стремление укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников. Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему. Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему. Способ самоутверждения в жизни. Способ самоутверждения в жизни.
35 Воспитательные методы и приемы при правонарушениях: Не устраивать публичных судилищ над ребенком. Не устраивать публичных судилищ над ребенком. Не вешать ребенку Не вешать ребенку ярлыков, тем самым унижая его достоинство. Не вспоминать о Не вспоминать о правонарушениях в случае, если это вызывает гнев. Не предрекать будущее. Не предрекать будущее.
36 Ведущие направления в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения Воспитание волевого поведения, Воспитание волевого поведения, Воспитание гуманистической устойчивости личности младшего школьника. Воспитание гуманистической устойчивости личности младшего школьника.
37 Памятка для родителей: Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям. Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей. Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка. Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка. Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было. Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
38 Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших. Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших. Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных. Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных. Рекомендуйте детям читать художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми. Рекомендуйте детям читать художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми. Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям! Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.