Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПетр Рыбников
1 Рабочий семинар по проекту «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях на основе системы показателей и индикаторов (на примере пилотных регионов)» мая 2007 года. Яхт-клуб «Водник» Результаты реализации проекта по созданию системы индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях 2006 г. М. Агранович Руководитель проекта
2 Задачи проекта разработать и апробировать систему показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях; разработать и дать рекомендации и инструментарий для использования этих показателей в практике управления, Проанализировать и обобщить опыт управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне.
3 Участники проекта Межрегиональная Ассоциация Мониторинга и статистики образования (МАМСО) Консультанты: М.Агранович (руководитель проекта ) С.Заир-Бек Е.Коган О.Кожевникова А.Майоров К.Митрофанов В.Прудникова Координатор проекта И.Селиверстова Регионы-соисполнители Владимирская обл. Воронежская обл. Ивановская обл. Респ-ка Карелия, Костромская обл. Красноярский край Респ-ка Марий Эл, Московская обл. Ростовская обл. Тверская обл. Ханты-Мансийский АО Хабаровский край Челябинская обл. Чувашская Р-ка Ярославская обл.
4 Результаты проекта Анализ существующей практики разработки и реализации решений по управлению качеством образования на муниципальном и региональном уровне управления Система показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях, включая методологию расчета с указанием источников данных Инструментарий сбора данных, Методика обработки и анализа данных Методические рекомендации по применению сформированной системы показателей и индикаторов для оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях Подготовлена и издана брошюра с обобщением опыта регионов экспериментально проверена и согласована с Рособрнадзором экспериментально проверена база данных для заполнения с автоматизированным расчетом индикаторов и показателей. Прилагается к метод рекомендациям экспериментально проверена подготовлены с учетом результатов апробации и предложений регионов
5 Основные результаты проекта представлены в двух изданиях:
6 Управление качеством Задача – повышение качества образования в условиях ограниченных ресурсов и открытости системы.
7 Качество образования основные подходы: Качество результата и качество условий Степень соответствия поставленной цели качество образования – это А. уровень достижения комплекса образовательных задач, включая: учебные результаты, социализацию выпускников, включая овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе развитие гражданского самосознания, Б. при условии: соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта соответствия ожиданиям потребителя Для целей управления образованием целесообразно объединить оба подхода:
8 Общая схема управления качеством Информационно культурная среда Образование Ресурсы Результаты Социально- экономические условия Система управления Социальная среда Образовательная среда Оценка Воздействие Управление качеством образования – это управление системой образования с целью повышения качества образования
9 Концепция управления качеством образования на основе индикаторов Сбор данных и расчет индикаторов Выявление связей и зависимостей результатов от условий и внесистемных факторов Сравнительный анализ для: a. выявления отклонений – идентификации сильных и слабых сторон системы b. определения целевых значений индикаторов Выработка Стратегии – приоритеты развития системы, Тактики – на какие факторы воздействовать для улучшения характеристик системы Обоснованные Прогноз, БОР и программа развития образования
10 Характеристики результатов обучения Обеспечение социализации Уровень знаний - ЕГЭ навыки, продолжение профессиональной или образовательной карьеры преступность, и др.) Соответствие запросу потребителей по содержанию и уровню обучения, условиям получения образования Активная гражданская позиция, навыки вовлеченности в гражданское общество, толерантность
11 Нормативные требования Уровень освоения государственного стандарта (доля выпускников не сдавших ЕГЭ) Соблюдении нормативных требований к условиям обучения и пребывания в учебном заведении Безопасность, неухудшение здоровья
12 Система показателей. Структура Оценка, сравнительная оценка Оценка, управляющее воздействие Прогноз, сравнительный анализ Характеристики результатов Соответствие нормативным требованиям Характеристики условий и ресурсовХарактеристики эффективности использования ресурсов Характеристики информационной и социальной среды Социально-экономические условия функционирования Муниципалитет Регион Индивидуальные Сетевые
13 Показатели результатов 1. Уровень социализации Продолжение образования – трудоустройство (доля неработающих и не продолживших обучение, для Региона – доля безработных в возрасте лет) Преступность (доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем количестве преступлений) 2. Соответствие ожиданиям потребителя 3. Гражданская позиция - участие в выборах. 4. Способность к межкультурному диалогу, толерантность Индивидуальные показателиСетевые показатели 1. Уровень дифференциации результатов ЕГЭ – показатели вариации, в том числе город-село и т.п. 2. Характеристики равенства доступа к образованию определенного уровня, к образованию повышенного уровня, для детей со специальными потребностями и др. Соответствие нормативным требованиям Минимум освоения стандарта (>90% успешно сдавших ЕГЭ) Потери в системе, повторное обучение (Не выше согласованной нормы) Соблюдение нормативных требований по условиям обучения (лицензирование, аккредитация,) Безопасность и здоровье (травматизм, и др.)
14 Показатели условий и ресурсов (объект управляющего воздействия) состояние зданий, кадры информатизация учебные материалы и оборудование финансирование Индивидуальные показатели Сетевые показатели Система дошкольного образования (подготовка к школе) Система дополнительного образования Наличие образовательных ресурсов общего и коллективного пользования
15 Эффективность использования ресурсов соотношение учащихся и преподавателей, доля расходов на развитие образования и материальной базы, сменность, средний размер школы, наполняемость классов справедливость распределения финансовых ресурсов Индивидуальные показателиСетевые показатели
16 Показатели для анализа, сравнения и прогноза Научно-культурная и образовательная инфраструктура Статус школы – доля приезжих учеников (из других районов Соц. статус учащихся – уровень образования родителей Показатели социально-экономических условий Демография: динамика численности населения Доля сельского населения Сальдо миграции Экономическое развитие: ВРП на душу населения/доля собственных доходов в доходах бюджета Подушевые доходы Безработица Показатели среды
17 Основные принципы анализа: Сравнение с другими территориальными системами и сравнение подведомственных образовательных систем На основе корректного сопоставления, то есть с учетом условий функционирования и возможностей развития систем
18 Ранжирование регионов по показателям качества образования – приоритеты образовательной политики Регион Рейтинг по индикаторам результатов ОбучениеСоциализацияСоответствие требованиям А12149 Б482 В91115 Г224 Д7101 Е 68 Ж177 З64 И81513 К5111 Л333 М1355 Н О 912 П11126 Данная таблица позволяет каждому региону определить свои сильные и слабые стороны и на этой основе уточнить приоритеты образовательной политики
19 Ранжирование регионов – выявление причин отставания Место региона Ж в рейтинге по отдельным показателям группы «Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя» Индикатор Место в рейтинге по данному индикатору Доля получивших по ЕГЭ по русскому языку в 2006 г. до 30 баллов 13 Доля получивших по ЕГЭ по математике в 2006 г. до 35 баллов 8 Доля учреждений, не имеющих лицензии 3 Доля учреждений, не имеющих аккредитации 5 Соотношение доли детей, имеющих отклонения в здоровье перед поступлением в школу с долей детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет 11 Относительно невысокое место региона Ж в рейтинге по группе показателей «Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя» обусловлено значительным количеством неуспешно сдавших ЕГЭ, в первую очередь по русскому языку, и недостаточной эффективностью здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях
20 Сравнение регионов/муниципалитетов по индикаторам результатов позволяет: Определить сильные и слабые стороны региональных образовательных систем Выявить причины отставаний скорректировать образовательную политику и уточнить ее приоритеты.
21 Изменение весов при расчете сводного рейтинга Регион Сводный рейтинг Равенство приоритето в Приоритет образовательным результатам Приоритет социализации Приоритет соответ- ствию внешним требованиям А Б В Г Д Е 9899 Ж З 7668 И К Л М Н 15 О П 10 При формировании сводного рейтинга результатов (суммировании частных рейтингов по группе показателей) можно, в зависимости от приоритетов образовательной политики, менять веса отдельных составляющих и, таким образом, влиять на управленческие решения на муниципальном уровне
22 Зависимость между качеством образования и ресурсами Доля второгодников Доля ОУ, имеющих все виды благоустройства Охват дошкольным образованием детей в возрасте 5-6 лет Доля учащихся во 2-ю и 3-ю смену Доля ОУ, находящихся в аварийном состоянии Доля преподавателей, имеющих ВО Прямая зависимость Обратная зависимость Выявленные взаимосвязи указывают на какой ресурс надо воздействовать, чтобы улучшить тот или иной показатель качества образования
23 Подводя итоги Предлагаемый подход к управлению качеством образования, основанный на сравнительном анализе, позволяет решать следующие задачи: Определять сильные и слабые стороны системы и обоснованно корректировать образовательную политику Идентифицировать ресурсы, воздействие на которые обеспечивает улучшение показателей качества образования Повышать эффективность реализации образовательной политики через формирование рейтингов подведомственных подсистем А также: определять целевые значения показателей при формировании программ развития и подготовке бюджета, ориентированного на результат, формировать и обосновывать программы развития и проект бюджета и др.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.