Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКсения Богдашкина
1 Представление учебного модуля: «Экономико– финансовые основы управления современной школой» Представление учебного модуля: «Экономико– финансовые основы управления современной школой» Государственный Университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) Абанкина Ирина Всеволодовна, к.э.н., Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ
2 Основные темы учебного модуля: Новые принципы бюджетной политики – переход на финансирование учреждений по заданию учредителяНовые принципы бюджетной политики – переход на финансирование учреждений по заданию учредителя Создание нового типа учреждения – автономное учреждениеСоздание нового типа учреждения – автономное учреждение Расширение финансовых возможностей – формирование фонда целевого капитала для автономных и бюджетных учрежденийРасширение финансовых возможностей – формирование фонда целевого капитала для автономных и бюджетных учреждений Нормативно-подушевое финансированиеНормативно-подушевое финансирование Новая система оплаты трудаНовая система оплаты труда
3 Основные цели реформирования: стимулирование процессов развития и нововведений за счет стремления школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности рост возможностей образовательного выбора для учащихся рост автономии школы повышение эффективности бюджетных расходов
4 Изменения в Бюджетном Кодексе Изменение формы финансирования бюджетных и автономных учреждений (ст. 69) Переход на финансирование государственных и муниципальных услуг по заданиям учредителяПереход на финансирование государственных и муниципальных услуг по заданиям учредителя количества и качестваЗадания должны содержать показатели количества и качества оказываемых услуг (выполнения работ) Введены нормы, позволяющие приостановить финансирование задания (или даже прекратить) в случае неудовлетворительного качества оказания услуг (выполнения работ)
6 6 Предоставление государственных услуг в условиях бюджетной реформы Предоставление государственных услуг СТАНДАРТЫ государственн ых услуг РЕГЛАМЕНТЫ предоставления государственных услуг требования к качеству и доступности услуг контроль мониторинг принятие решений обратная связь
8 Задание учредителя Государственное (муниципальное) задание – обязательно для БУ и АУ – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг Государственное (муниципальное) задание должно содержать : Выписку из реестра расходных обязательства; Выписку из реестра расходных обязательства; категории физ(юр) лиц – потребителей услуг; категории физ(юр) лиц – потребителей услуг; показатели качества и объема услуг; показатели качества и объема услуг; порядок оказания услуг; порядок оказания услуг; предельные цены (тарифы) на оплату; предельные цены (тарифы) на оплату; порядок контроля, порядок контроля, требования к отчетности требования к отчетности
9 Особенности организации деятельности автономных учреждений План финансово-хозяйственной деятельности Бухгалтерский учет Ежегодный отчет о деятельности и об использовании имущества Ежегодный аудит Обеспечение открытости информации У бюджетных учреждений - смета У бюджетных учреждений – бюджетный учет
10 Чем АУ лучше БУ? Самостоятельное распределение АУ всех доходов Отсутствие контроля за расходованием средств со стороны казначейства (счета АУ в кредитных организациях) Отсутствие необходимости использовать 94-ФЗ Возможность осуществлять заимствования Разделение ответственности руководителя с НС …
11 Динамика перевода в АУ бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации
12 Динамика перевода бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации в АУ
13 Активность субъектов Российской Федерации в реализации закона «Об автономных учреждениях» - количество переведенных в АУ учреждений образования
14 Расширение финансовых возможностей автономных и бюджетных учреждений – формирование фондов целевого капитала и использование доходов от него. Основная идея Федерального закона 275 ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»– обеспечить комплексный подход к регулированию процесса формирования и использования некоммерческими организациями, имущества, в том числе государственными и муниципальными учреждениями, имущества, которое может служить источником стабильного дохода указанных организаций, необходимого для обеспечения их уставной деятельности.
15 Понятие целевого капитала Целевой капитал - часть имущества некоммерческой организации, сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем в виде денежных средств, и переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций. При этом законодательство устанавливает правила, которые обеспечивают сохранность такого капитала, использование его по назначению и без прямого участия учредителя.
16 Трехкомпонентное бюджетное финансирование финансирование по нормативам на одного учащегося - « подушевые » региональные нормативы на оплату труда и учебные расходы и муниципальные нормативы финансирования содержания школы и пришкольных территорий; стимулирующее финансирование – Национальный проект и аналогичные меры для региональных и муниципальных уровней; программное финансирование развития – развитие материальной базы, информатизация, реструктуризация сетей и др.
17 Модельные методики Модельные методики нормативного подушевого финансирования и формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений являются результатом обсуждения и анализа опыта регионов по данным вопросам и учитывают предложения экспертов. Министерство образования и науки Российской Федерации нормативных правовых документов на региональном и муниципальном уровнях. Министерство образования и науки Российской Федерации направило в регионы указанные материалы для использования в качестве одного из возможных вариантов при подготовке совместно с органами управления социальным развитием, экономикой и финансами, профсоюзными организациями соответствующих нормативных правовых документов на региональном и муниципальном уровнях.
18 Переход на нормативное подушевое финансирование ориентирован на повышение эффективности бюджетного финансирования, повышение качества бюджетной образовательной услуги общего образования в сочетании с мерами недопущения снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений в течение переходного (адаптационного) периода.
19 Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования введения нормативного подушевого финансирования механизм формирования расходов и доведения средств определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования. Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования С этой целью на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка для каждого муниципального образования и поправочный коэффициент для каждого образовательного учреждения.
20 Региональный расчетный подушевой норматив (N) Региональный расчетный подушевой норматив (N) - это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности.
21 Региональный расчетный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год: оплату трудаоплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, а также отчисления по ЕСН; расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процессарасходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью); иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процессаиные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно- управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.) за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.
22 принципы При переходе на принципы нормативного подушевого финансирования не мотивировали нормативного подушевого финансирования должны быть предусмотрены такие организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы муниципальные образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих снижение наполняемости классов увеличение учебной нагрузки на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже установленной типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, увеличение учебной нагрузки выше установленных санитарных норм.
23 Реализация принципа трех нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех следующих уровнях: межбюджетных отношенийна уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ - муниципальный бюджет); внутрибюджетных отношенийна уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - образовательное учреждение); уровне образовательного учрежденияна уровне образовательного учреждения.
24 Применение принципа нормативного подушевого финансирования определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении - не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году. Модельной методике формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений. Расчет стоимости бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении приводится в Модельной методике формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений.
25 Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает образовательную программу и учебный план. Образовательное учреждение самостоятельно определяет: соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда; соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно- вспомогательного персонала; внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей; порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.
28 Ядро нормативного финансирования - новая региональная система оплаты труда учителей и школьных работников (НСОТ), стимулирующая качество работы и постоянный рост квалификации Введение НСОТ направлено на: экономическое стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда,экономическое стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда, всеобъемлющий учет квалификации педагогов,всеобъемлющий учет квалификации педагогов, развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.
29 Причины введения НСОТ – неэффективность традиционной системы оплаты труда, основанной на ЕТС и регулируемой Пост. Правительства РФ 191 от 2003 г. В реальной практике стремление школы к инновациям, повышение эффективности расходования бюджетных средств и рост хозяйственной автономии школы наталкивался на жесткие ограничения традиционной системы оплаты труда. Применение этой системы: стимулировало погоню за урокодательством (за нормы часов аудиторной нагрузки) экономически стимулировало перегрузки детей экономически игнорировало воспитательную работу учителя фактически дестимулировало качество работы сдерживало развития новых педагогических технологий; консервировало классно-урочную систему; препятствовало интеграции и сетевому взаимодействию образовательных учреждений.
30 Виды деятельности учителя и их оплата в тарифной системе 30 Урочная работа, замены уроков Классное руководство Тестирование, зачеты, экзамены, экзаменационные консультации Проверка письменных работ Работа по учебным кабинетам Индивидуальные и групповые занятия с детьми, консультации, собеседования Самообразование и повышение квалификации. Методическая работа Занятия по ликвидации пробелов в знаниях Занятия с детьми с повышенной мотивацией, с одаренными детьми Экскурсии, выходы в театры и др. внешкольная работа с детьми Внеурочная работа по предмету (олимпиады, марафоны, научно- исследовательская работа с уч-ся и т.д.) Педагогические советы Семинары, совещания, планерки; Дежурства Работа с родителями (инд. встречи, беседы, посещение детей и родителей на дому, родительские собрания) Посещение уроков других учителей Подготовка к урокам оплачивается небольшая надбавка не оплачивается за редким исключением не оплачивается
31 Характеристики НСОТ увязка зарплаты и качества; нормирование и учет в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей: аудиторной и внеаудиторной нагрузки зависимость оплаты труда в базовой части от числа обучаемых; расширение стимулирующей функции зарплаты; участие представителей общественности в принятии решений о качестве и стимулировании работы; результирующий рост фактических доходов учителей.
32 Переход на НСОТ предполагает: введение индивидуальных планов работы педагогических работников; установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, установление условного или «рамочного» нормирования в часах всех видов работы учителя; введение инструментов стимулирующей аттестации.
33 И ндивидуальный план учителя становится формой учета и нормирования трудовых обязанностей. В плане отражается планируемая работа и работа, выполненная по факту. Э то соответствует трудовому законодательству. Так, статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Статья 159 ТК РФ гарантирует работникам государственное содействие в нормировании труда и применение систем нормирования, определяемых работодателем.
34 34 Структура фонда оплаты труда школы в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России
35 Виды деятельности, которые учитываются в базовой части оплаты труда Расчет аудиторной нагрузки осуществляется с учетом числа обучаемых Учет в базовой части особенностей предмета Оплата в базовой части: за подготовку к урокамза подготовку к урокам за проверку письменных работза проверку письменных работ за изготовление дидактических материаловза изготовление дидактических материалов за проведение консультацийза проведение консультаций за классное руководствоза классное руководство за заведование элементом инфраструктурыза заведование элементом инфраструктуры за работу с родителямиза работу с родителями
36 Принципы формирования стимулирующей части оплаты труда учителей достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом…достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом… стабильность и рост качества обучения…стабильность и рост качества обучения… подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня…подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня… участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы…участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы… подготовка и проведение внеклассных мероприятий, турпоходов, посещение музеев, театров, выставокподготовка и проведение внеклассных мероприятий, турпоходов, посещение музеев, театров, выставок применение на уроках информационных и здоровьесберегающих технологийприменение на уроках информационных и здоровьесберегающих технологий участие педагога в методической работе…участие педагога в методической работе… проведение мероприятий по профилактике вредных привычекпроведение мероприятий по профилактике вредных привычек проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж школы у учащихся, родителей, общественности…проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж школы у учащихся, родителей, общественности… снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетнихснижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних снижение пропусков учащимися уроков без уважительной причиныснижение пропусков учащимися уроков без уважительной причины снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуацийснижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций высокий уровень исполнительской дисциплинывысокий уровень исполнительской дисциплины
37 Принципы распределения централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений Качество и общедоступность общего образования в учреждении: общие показатели успеваемости учащихся ( в т.ч. по ЕГЭ и других форм независимой оценки качества образования); наличие призеров олимпиад, конкурсов, конференций разных уровней; высокий уровень организации и проведения итоговой аттестации - участия в ЕГЭ общественных наблюдателей); высокие результаты методической деятельности организация и проведение семинаров, совещаний и т.д. Создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса: материально-техническая, ресурсная обеспеченность учебно-воспитательного процесса; обеспечение санитарно-гигиенических условий процесса обучения; обеспечение комфортных санитарно - бытовых условий эстетические условия, оформление школы, кабинетов, наличие ограждения и состояние пришкольной территории. Кадровые ресурсы учреждения: укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав; развитие педагогического творчества; стабильность педагогического коллектива, сохранение молодых специалистов. Социальный критерий: сохранение контингента; организация различных форм внеклассной и внешкольной работы; снижение количества учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних… высокий уровень организации каникулярного отдыха учащихся… занятость учащихся во внеурочное время. Эффективность управленческой деятельности: обеспечение государственно-общественного характера управления в учреждении; уровень решения конфликтных ситуаций; объемы привлечения внебюджетных средств; повышение заработной платы работников; призовые места в смотрах (конкурсах) федерального и регионального уровней. Сохранение здоровья учащихся в учреждении: высокий коэффициент сохранения здоровья учащихся; снижение заболеваемости учащихся по остроте зрения, нарушению осанки; организация обеспечения учащихся горячим питанием; организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению здоровья учащихся … организация обучения детей с отклонениями в развитии.
39 Повышение зарплаты учителей: min – КБРmax – Московская область в номинальном выражении 1,67 раза2,2 раза в реальном выражении 1,33 раза1,76 раза
42 Дифференциация в оплате труда республика Мордовия 2007 г. Ближайшая перспектива гг. Средняя зарплата по республике в целом 6160 руб. Зарплата лучших учителей руб. Численность учителей в республике 9146 чел.
46 П озитивные сдвиги и трудности, возникшие при переходе на НСОТ Заслон урокодательству Поддержка лидеров Не административное, а экономическое стимулирование перехода на «школу полного дня» и «учителя полного дня» Постепенное выращивание готовности к внешней оценке своего труда, новое отношение школы с родителями Заинтересованность в достижениях учеников Повышение престижности работы в школе – приход в школу мужчин и молодежи Снижение зарплаты тех учителей, которые работали на 1,5 ставки: при учете всех видов работы они вынуждены сокращать урочную часть Напряжение в педагогических коллективах, сравнение между собой Высокие издержки на администрирование стимулирующей части, если ее доля не превышает 10% от ФОТ
47 Спасибо за внимание Государственный университет – Высшая школа экономики Институт развития образования Ирина Всеволодовна Абанкина
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.