Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДарья Тихвинцева
1 Кострома 2009
2 Содержание: Происхождение Брак и начало правления Месть древлянам Правление Ольги Крещение Ольги и церковное почитание Историография по Ольге Память о Святой Ольге Информационные ресурсы
3 Княгиня Ольга в крещении Елена (11 июля 969)- великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси. Спустя примерно 140 лет после её смерти русский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение: « Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.»
4 Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км. от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более всех чтил». Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца. Происхождение
5 По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Эта дата подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году. Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского сообщает о 10- летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Об этом знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены. Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактически правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинялась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу. Брак и начало правления
6 Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа: 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов- послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали : «Ох! Хуже нам Игоревой смерти». Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней. Месть древлянам 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян. 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава. Но и после этого она оставалась фактически правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
7 Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева- городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель- новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др. В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством- установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья»)- «уроков» («или оброков») и периодичность их сбора («уставы») Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»). Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. Точно не известно, когда именно Святослав начал самостоятельно править. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964 году. Правление Ольги
8 В 959 году Ольга (в крещении Елена) официально рассматривалась как правитель Киевской Руси. Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря. «Святая Ольга» Эскиз к мозаике Н.К.Рериха.1915 Святослав находился всё это время в военных походах на соседей Киевской Руси, передоверяя матери внутреннее управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из Болгарии Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться надолго в Киеве. Когда он в следующем году собрался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: «Видишь– я больна; куда хочешь уйти от меня?»- ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня,- отправляйся куда захочешь» Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника- тот и похоронил блаженную Ольгу. Монах Иаков в сочинении XI в. «Память и похвала князю русскому Володимеру» сообщает точную дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года.
9 Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом. Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестил её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Консрантина), и патриарх Полиевкт. В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб. Крещение Ольги и церковное почитание
10 Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. С того времени день памяти святой Ольги(Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина). Память равноапостольной Ольги празднуется Православными Церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами- 24 июля по григорианскому. Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан. Крещение Ольги и церковное почитание
11 Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержаться в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю русскому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о неком русском князе Олеге, ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Богрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата. Историография по Ольге
12 Память о Святой Ольге Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Ордена Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги- учрежден императором Николаем II в 1915 году. «Орден княгини Ольги» - государственная награда Украины с 1997 года. «Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги» – награда Русской Православной Церкви. В Киеве, Пскове и городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге. Памятник княгине Ольге, Св.Апостолу Андрею первозванному и равноапостальным Кириллу и Мефодию в Киеве. Памятник княгине Ольге в Пскове Работа З. Церетели 2003г.
13 Информационные ресурсы Рыбаков Б.А. Мир истории : начальные века русской истории – М,1984 Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII века, -М., 1997 Котляр Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах, Киев, 1986 Горский А.Н. Русь в конце X- в начале XII века, Отеческая история, М,1992 Введение христианства на Руси. М.,1987.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.