Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМаксим Дебособров
2 Значение памяти в учебной деятельности Методы и приёмы развития памяти ребёнка
3 Значение памяти в учебной деятельности Представим на минуту, что мы утратили память… Представим на минуту, что мы утратили память… Встретив человека, мы не сумели бы запомнить его лицо, фигуру и, увидев ещё раз, не смогли бы его узнать. Говоря другими словами, если у нас не было бы памяти, то ничего из того, что мы видели раньше, не имело бы для нас никакого значения, мы воспринимали бы лишь настоящее. Встретив человека, мы не сумели бы запомнить его лицо, фигуру и, увидев ещё раз, не смогли бы его узнать. Говоря другими словами, если у нас не было бы памяти, то ничего из того, что мы видели раньше, не имело бы для нас никакого значения, мы воспринимали бы лишь настоящее. Что такое хорошая память? Что такое хорошая память? Материал легко «схватывается» и удерживается в памяти. Материал легко «схватывается» и удерживается в памяти. Человек способен с одного раза понять и запомнить большой объём материала. Человек способен с одного раза понять и запомнить большой объём материала. Всё, что «записывается» в память, хранится в ней надёжно и долго, а затем в нужный момент быстро воспроизводится. Всё, что «записывается» в память, хранится в ней надёжно и долго, а затем в нужный момент быстро воспроизводится.
4 Легко ли тебе заучивать стихи? Легко ли тебе заучивать стихи? Испытываешь ли ты трудности при пересказе Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста? прочитанного текста? Ты быстро вспоминаешь заученное? Ты быстро вспоминаешь заученное? Ты с трудом вспоминаешь заученное? Ты с трудом вспоминаешь заученное? Можешь ли ты легко вспомнить материал, Можешь ли ты легко вспомнить материал, который вы учили давно? который вы учили давно? Помогают ли тебе дома тренировать память? Помогают ли тебе дома тренировать память? Нужна ли тебе помощь в тренировке памяти? Нужна ли тебе помощь в тренировке памяти?
5 Анализ ответов детей Анкеты с вопросами раздали учащимся 3 и 4 классов. Анкеты с вопросами раздали учащимся 3 и 4 классов. Получены ответы от 65 ребят. Ответы распределились следующим образом: Ответы распределились следующим образом: Предлагаемый вопрос Предлагаемый вопросДАНЕТИНОГДА 1) Легко ли тебе заучивать стихи? ) Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста? ) Ты быстро вспоминаешь заученное? )Ты с трудом вспоминаешь заученное? ) Можешь ли ты легко вспомнить материал, который вы учили давно? ) Помогают ли тебе дома тренировать твою память? ) Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти? 35246
6 Какой вид памяти преобладает у вашего Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка? (Зрительная, слуховая, ассоциативная) ребёнка? (Зрительная, слуховая, ассоциативная) Трудно ли ему выполнять домашние задания, Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? связанные с запоминанием учебного материала? Оказываете ли Вы ему помощь в тренировке Оказываете ли Вы ему помощь в тренировке памяти? памяти? Необходима ли Вам помощь в обучении Необходима ли Вам помощь в обучении тренировке памяти? тренировке памяти?
7 Анализ ответов родителей Анкеты с вопросами раздали родителям учащихся 3 и 4 классов. Получили 52 ответа. Некоторые родители при ответе на первый вопрос указывали несколько вариантов ответа. Предлагаемый вопрос Предлагаемый вопросЗрительнаяСлуховаяАссоциа-тивнаяДАНЕТИногда 1. Какой вид памяти преобладает у Вашего ребёнка? (зрительная, слуховая, ассоциативная) Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? Оказываете ли Вы ему помощь в тренировке памяти? Необходима ли Вам помощь в обучении тренировки памяти? 31147
8 Как развивать память? На память школьника влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за его здоровьем. На память школьника влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за его здоровьем. Чистый и свежий воздух во время умственной работы. Чистый и свежий воздух во время умственной работы. Гигиена зрения и слуха. Гигиена зрения и слуха. Профилактика и лечение простудных заболеваний Профилактика и лечение простудных заболеваний Рациональное питание. Рациональное питание. Спокойный и глубокий сон. Спокойный и глубокий сон. Физические упражнения – Физические упражнения – Всё это улучшает работу памяти. Всё это улучшает работу памяти.
9 У одних людей преобладает зрительная память – они лучше запоминают У одних людей преобладает зрительная память – они лучше запоминают зрительные образы. зрительные образы. У других людей преобладает слуховая память – они лучше запоминают У других людей преобладает слуховая память – они лучше запоминают слуховые впечатления. слуховые впечатления. У третьих развита ассоциативная память – У третьих развита ассоциативная память – им легче удаётся запомнить на основе ассоциаций. им легче удаётся запомнить на основе ассоциаций. Ассоциация – Ассоциация – это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. (Например: верблюд – горб, пустыня, кактус, песок…)
10 Как проверить память Проверка зрительной памяти. Проверка зрительной памяти. Предложите ребёнку числовой ряд: 3, 7, 4, 8, 9, 5 Предложите ребёнку числовой ряд: 3, 7, 4, 8, 9, 5 2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8, 2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8, 8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8 8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8 После просмотра ряды закройте, предложите записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Задание повторите несколько раз. После просмотра ряды закройте, предложите записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Задание повторите несколько раз. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это близко к норме. Проверка слуховой памяти. Зачитываются ряды из 5 однозначных чисел. Проверка слуховой памяти. Зачитываются ряды из 5 однозначных чисел. Нужно запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем Нужно запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме сложить первое число со вторым и записать сумму, третье с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды: 2, 5, 4, 7, 1 4, 1, 6, 2, 3 5, 9, 7, 3, 8 Ряды: 2, 5, 4, 7, 1 4, 1, 6, 2, 3 5, 9, 7, 3, 8 Оценка результатов – по количеству правильно записанных сумм. Оценка результатов – по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 мин. Время выполнения – 2 мин. Если во всех трёх случаях задание выполнено верно, то слуховая память оценивается как отличная. Если в двух случаях из трёх – как хорошая. Если во всех трёх случаях задание выполнено верно, то слуховая память оценивается как отличная. Если в двух случаях из трёх – как хорошая. Если в одном – как удовлетворительная.
11 Упражнения для развития памяти Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с образцом. ПЕНЬЛЕТОДОМЗИМА СТОЛПОЛЕМАМА ЛЕСГРАЧПОЖАР
12 Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть откроет глаза и проверит, правильно ли названы все предметы. Затем пусть откроет глаза и проверит, правильно ли названы все предметы. Разложите на столе спички в виде какого – либо узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде. Разложите на столе спички в виде какого – либо узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
13 Прочтите ребёнку диктант из сборника или учебника. В первый раз прочитайте весь диктант полностью. Во второй раз пропускайте в каждом предложении одно – два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом, а затем проверьте вы. Прочтите ребёнку диктант из сборника или учебника. В первый раз прочитайте весь диктант полностью. Во второй раз пропускайте в каждом предложении одно – два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом, а затем проверьте вы. Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти. Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
14 Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его. Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его. Для этого он должен: Для этого он должен: 1. встать из – за стола 2. подбежать к листочку с текстом 3. прочитать одно или несколько предложений, запомнить их 4. вернуться на своё рабочее место 5. записать то, что запомнил. Такое упражнение повторять несколько раз в неделю. Такое упражнение повторять несколько раз в неделю.
15 Упражнение «Запоминание стихов» В огороде чучело В огороде чучело Шляпу нахлобучило Шляпу нахлобучило Рукавами машет – Рукавами машет – И как будто пляшет! И как будто пляшет! Это чучело – оно Это чучело – оно Сторожить поставлено, Сторожить поставлено, Чтобы птицы не летали, Чтобы птицы не летали, Чтоб горошек не клевали. Чтоб горошек не клевали. Вот какое чучело шляпу нахлобучило. Вот какое чучело шляпу нахлобучило. Синий шарф на палке – Синий шарф на палке – Пусть боятся галки! Пусть боятся галки!
16 Успехов Вам! СПАСИБО!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.