Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарианна Батракова
1 Тема: Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». История постановки пьесы на сцене. Панорама действующих лиц, «говорящие» имена- характеристики.
2 Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)
3 Родился 14 апреля 1745 в Москве. Происходил из старинного дворянского рода ливонского рыцаря фон Визина, который был взят в плен при Иоанне IV, затем стал служить русскому царю.
4 С 1755 Денис Иванович Фонвизин числился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком языках. В 1760 в числе лучших учеников Фонвизина возили в Санкт-Петербург для представления куратору университета И.И.Шувалову и «произвели в студенты».
5 На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга «Басни нравоучительные» (1761). Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая» (1762–1768).
6 В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел. Здесь Фонвизин сблизился с выдающимися писателями своего времени – Державиным, Херасковым, Княжниным. Коллегией руководил Никита Иванович Панин – крупный политический деятель екатерининских времен. Близость к Панину, у которого Фонвизин работал в качестве секретаря, оказала значительное воздействие на формирование политических взглядов писателя.
7 Никита Иванович Панин
8 Фонвизин примкнул к дворянско- аристократической оппозиции, возглавляемой графом Паниным. Кружок Панина критиковал деспотический режим императрицы, произвол ее фаворитов и считал необходимым ограничить права монархии конституцией. Уже в первых его самостоятельных литературных опытах проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность Фонвизину принесла комедия «Бригадир» (1768).
9 «Бригадир» - это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились персонифицированные пороки («скупость», «бахвальство» и т.п.). В Бригадире пороки, особенности речи и поведения действующих лиц социально обусловлены. Достигается это с помощью «словесных масок». «Говорение» в комедии преобладает над «действием»: на сцене пьют чай, играют в карты, обсуждают, какие книги потребны для воспитания.
10 В 1763 Фонвизин переехал в Санкт- Петербург и до 1769 служил под началом статс- советника дворцовой канцелярии И.П.Елагина, который, являясь управляющим «придворной музыки и театра», покровительствовал начинающим литераторам. И.П. Елагин
11 Фонвизин вошел в «елагинский кружок», участники которого (сам Елагин, В.И.Лукин, Б.Е.Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались, «склонялись» «на наши нравы» иностранные пьесы (т.е. менялись имена действующих лиц, бытовые реалии и т.п.).
12 В этом кружке осваивались традиции мещанской «слезной драмы» (иначе «серьезной комедии»), теоретиком которой выступал Д.Дидро, т.е. допускалось смешение «смешного» и «трогательного» в комедиях. В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию «Корион» (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней».
13 В конце жизни Фонвизин задумал сатирический журнал «Стародум, или Друг честных людей», но Екатерина II не разрешила издание. О значении этого драматурга-сатирика Белинский сказал: «Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина». Скончался Фонвизин 12 декабря 1792 в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р.Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
14 Роды литературы эпос лирика драма
15 Чем драма отличается от лирики и эпоса?
16 Драма предназначена для исполнения на сцене.
17 содержание драмы составляют речи, разговоры действующих лиц (реплики) в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речь, рассказ одного человека).
18 Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.
19 Действие является главным в драматическом произведении. Каждое движение и каждое слово раскрывают характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, место в жизни.
20 Большую роль в постановке пьесы играют декорации, костюмы, музыка, звуковые и световые эффекты.
21 ДРАМА (с греческого – действие, действо) – один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы – действие. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно- физическим действиям.
22 виды драматических произведений трагедия комедия
23 Комедия (с греч. – веселая толпа) – один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
24 Д/З 1-ый ряд готовит характеристику Митрофана, 2-ой ряд готовит характеристику г-жи Простаковой, 3-ий ряд готовит характеристику Стародума.
25 Комедия «Недоросль»
26 Славу и всеобщее признание Фонвизину принесла комедия «Недоросль», опубликованная в 1781 году. В этой комедии Фонвизин открыто выразил свои оппозиционные настроения. Пьеса была встречена царским двором враждебно. Только через год была поставлена на сцене.
28 Фонвизин сам принял на себя режиссуру и больше всего заботился о положительных ролях в пьесе. Стародума играл крупнейший русский актер Дмитриевский. Публика горячо приветствовала спектакль. В центре его был Стародум. Его речи находили отклик у публики.
29 И.А. Дмитриевский в роли Стародума
30 Спектакль 1986 года Режиссер: В.Н. Иванов Действующие лица комедии «Недоросль»:
31 Простаков (Георгий Оболенский)
32 Г-жа Простакова (Людмила Полякова)
33 Митрофан, сын их, недоросль. ( Филипп Марцевич )
35 (Виктор Низовой) Митрофан- «подобный своей матери».
36 Еремеевна, мама Митрофана, то есть кормилица. Цыфиркин, отставной сержант. Кутейкин, семинарист.
37 Софья, племянница Стародума. Милон (Ольга Абрамова) (Александр Дривень)
38 Стародум
39 Г-н Скотинин, брат г-жи Простаковой.
40 Правдин (Валерий Бабятинский)
41 Вральман, учитель.
42 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.