Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНадежда Тимушкина
1 Наука как особый вид познавательной деятельности человека Модуль « Основы научных исследований в области образования » ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА
2 Что есть наука ? Наука это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей. Наука это особый вид познавательной деятельности человека.
3 Понятие науки также включает в себя все условия и компоненты научной деятельности : разделение и кооперацию научного труда научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование методы научно - исследовательской работы понятийный и категориальный аппарат понятийный категориальный аппарат систему научной информации а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.
4 И всё это наука … Науку можно рассматривать в различных измерениях : как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний ; как процесс познания закономерностей объективного мира ; как определенный вид общественного разделения труда ; как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование.
5 Главная функция науки Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука предназначена для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.
6 Основа науки Основой научной деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно - следственные связи и, как следствие прогнозировать.
7 Отличительные признаки научного знания Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Правильность научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике.
8 Цель науки познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предсказать.
9 Путь познания Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Путь познания : от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике
10 Уровни научного познания Факты Категории Принципы ( постулаты ), аксиомы Научные законы Теории
11 Важнейшие определения науки Понятие ( определение ) - структурный элемент науки. Наиболее широкие понятия называют категориями Принцип ( постулат, аксиома ) - исходные положения какой - либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний ( аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.). Научные законы отражают наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий. Теория - наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний. Под теорией понимают учение об обобщенном опыте ( практике ), формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей.
12 Методы исследования Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого - либо явления или процесса. Метод это инструмент для решения главной задачи науки открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований. Методы : общие и частные
13 Гипотезы Гипотезы научно обоснованные предположения, выдвигаемые для объяснения какого - либо процесса, которые после проверки могут оказаться истинными или ложными. Гипотеза часто выступает как первоначальная формулировка, черновой вариант открываемых законов.
14 Функции науки Функции науки можно представить как главную и специальные. Главная функция науки – познание объективного мира и развитие системы знаний, специальные функции – познавательные, культурные, практические. Так как важная отличительная черта науки – ее активный поисковый характер, то главная функция науки всех цивилизованных стран – обеспечение научно - технического и социального прогресса путем производства нового знания.
15 Наука - производительная сила общества Во - первых, многие новые виды производства и технологические процессы первоначально зарождаются в недрах науки. Во - вторых, сокращаются сроки между научным открытием и его внедрением в производство. В - третьих, в самом производстве успешно развиваются научные исследования, растет сеть научных учреждений в промышленности и сельском хозяйстве. Развивается творческое содружество ученых с инженерами и рабочими. Предприятия перерастают в научно - промышленные комплексы. В - четвертых, резко поднялся профессиональный уровень рабочих, ИТР, что позволяет им широко использовать научные знания в процессе производства. Массовое движение изобретателей и рационализаторов важная форма сближения науки с производством.
16 Эффективность науки и научно - технического прогресса Возможности одной группы находятся в сфере непосредственной творческой деятельности исследователей и состоят в повышении методологического уровня научной работы, в выдвижении новых, более глубоких идей, в освоении перспективных методов исследований. Возможности второй в сфере управления научным процессом и состоят в создании наиболее благоприятных условий для плодотворного труда всех категорий работников науки и по всему спектру современного научного процесса. Возможности третьей заключаются в совершенствовании социального, прежде всего экономического, механизма, способствующего быстрейшему освоению научных результатов производством и общественной практики в целом.
17 Науковедение Общая теория науки, включающая разработку концепций, методологии, основных направлений ее развития. История науки, занимающаяся исследованием процессов накопления знаний, установлением общих закономерностей развития науки. Социология науки, дающая анализ взаимодействия науки и общества, изучающая социальные функции науки и отношения людей в процессе научного труда. Экономика науки, занимающаяся изучением экономических особенностей развития науки, разработкой критериев экономической эффективности научных исследований. Моделирование науки, создающее научные системы и модели различных видов научной деятельности. Политика науки, определяющая основные направления ее развития с учетом общей политики государства на определенный отрезок времени. Теория научного прогнозирования и планирования, занимающаяся разработкой стратегии развития науки и решением проблем ее материального обеспечения. Научная организация умственного труда, занимающаяся разработкой теории организации и изучением факторов, действующих на эффективность работы ученых. Правоведение как раздел науковедения, занимающийся нормативным обеспечением выполнения научно - исследовательских работ, разработкой системы законов, действующих в сфере науки и научного обслуживания. Науковедение занимается разработкой международных и национальных систем понятий и терминологии, стилевых особенностей изложения результатов научных исследований.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.