Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлександра Трунякова
1 МОУ ТИХОНОВСКАЯ ООШ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ Серяков Михаил Юрьевич
2 Среди различных видов декоративно- художественного творчества резьба по дереву занимает одно из первых мест. Овладеть этим искусством способен человек любого возраст
3 Виды орнаментов для резьбы Геометрический орнамент Растительный или лиственный орнамент Животный или зооморфный орнамент Геральдический орнамент Ленточные орнаменты Кайма Розетка Ажурный орнамент Плетенка Арабеска Пальметта Венок Бусы Букля Годрон Жгут Гирлянда Завиток Панно Полурозетка
4 Существует много видов резьбы. среди них наиболее распространены: Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Плосковыемчатая (плоскорельефная) резьба бывает с заоваленным контуром (см. рис. 1), заоваленная резьба с подушечным фоном (см. рис. 2) и заоваленная резьба с подобранным фоном (см. рис. 3). Рис.1 Рис.2 Рис.3
5 Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей. На рисунке справа: 1.Треугольник; 2.Глазок; 3.Треугольник с зубчиком; 4.Фонарик; 5.Четырехгранники; 6.Лучи; 7.Ромбы. На рисунке изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы. Элементов геометрической резьбы существует очень много.
6 выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов.
7 Является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках (см. рис.). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.
8 Суть рельефной резьбы в том, что сам узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Эта выборка может быть равномерной по глубине. Формируемый узор (рисунок) и фон вокруг него будут стандартными по всей площади композиции. Это плоскорельефная резьба. Если же резьба выполнена с высоким рельефным узором, который практически исключает наличие плоских поверхностей, то это глухая рельефная резьба. Термин "глухая" происходит оттого, что данный вид предполагает наличие непрорезанного (глухого) фона. Рельефная резьба (особенно горельефная) привлекательна своей декоративностью, выразительностью, богатством композиции. Если плоскорельефная резьба характеризуется некоторой "приглаженностью", то горельефная - это настоящий ландшафт в миниатюре, со своими возвышенностями и впадинами, это уже приближение к фантазиям природы.
9 Мастера рельефной резьбы создают настоящие шедевры, задействуя в своих работах элементы всех видов - прорезной, геометрической, скульптурной резьбы. Именно соединяя в композиции все виды резьбы, можно добиться совершенства в данном виде творчества. Но путь к этому лежит только через овладение каждым видом, каждым приемом в отдельности. Опять же - от простого к сложному.
10 Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих целей. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.
11 Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески (см.рис.). Плоские прямые (рис. а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе. Желобчатые стамески (рис. б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы. Стамески-клюкарзы (рис. д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах. Стамески-уголки (рис. е) применяют при вырезании канавок. Стамески-церазики (рис. ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).
12 Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30-40°. Ножи-резаки разных форм применяют при геометрической и контурной резьбе, а также при выполнении изделий в технике прорезной резьбы. Основное предназначение резака выполнение ровной, прямой канавки. Лезвие у резака скошенное, из-за чего с одной стороны образуется носок, то есть острый угол, а с другой пятка, то есть тупой угол. При этом лезвие скошено не только по краю» но и по плоскостям. Угол скоса по плоскостям по направлению к режущей кромке составляет примерно 15°, скос по краю 60°. Толщина лезвия резака может колебаться между 5-7 и 30 мм. Длина выступающей из рукоятки части лезвия
13 Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой. При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (см. рис.слева). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон. Косячок берут правой рукой. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.
14 При вырезании наклонных граней косяк наклоняют вправо (см. рис. 1) или влево (см. рис. 3) на угол °. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки. Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой, чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками. При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию. У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника. Техника резьбы
15 1. Стамески опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно. 2. При необходимости нести нож острием в низ, подавать его черенком. 3. Не держите руку, удерживающую заготовку на траектории движения резца. 4. Не прилагайте больших усилий при резании. 5. Не делайте резких движений. 6. Хранить резцы в специальных ящиках или укладках.
16 Последовательность работы: 1. Перенесите образец на заготовку. 2. Подберите инструмент по руке. 3. Выполните резьбу.
17 сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Продолжите пожалуйста предложение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.