Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнга Аношкина
1 Костромской областной институт развития образования ООСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2011 г. Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО
2 Образование Цели и задачи Содержание (чему учить?) Технологии (как учить?) Контроль и оценка
3 Цель: воспроизведение знаний ОБУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МЕТОД – СХОЛАСТИЧЕСКИЙ, РЕПРОДУКТИВНЫЙ ЦЕЛЬ : усвоение имеющихся знаний, образцов ОБУЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ МЕТОД РЕПРОДУКТИВНЫЙ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНО- ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ ЦЕЛЬ: готовность к саморазвитию ОБУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ МЕТОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АГРАРНАЯ ЭПОХА ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХАИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ ВЫПОЛНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ФУНКЦИЙ ПОСТОЯННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В БЫСТРО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ ТИП СОЗНАНИЯ – СИНКРЕТИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИЙ, ЛОГИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ ИНТЕГРИРУЮЩИЙ
4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г )
6 парадигмы ФГОС нового поколения декларирует изменение парадигмы образования: ОТ УСВОЕНИЯ СУММЫ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАЗВИТИЮ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ. УЧАЩЕГОСЯ.
7 Методологическая и теоретическая основа ФГОС Системно-деятельностный, Системно-деятельностный, личностно-ориентированный и гуманистический подходы, разработанные в трудах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л. В. Занкова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других.
8 В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
9 Метапредметные ПредметныеЛичностные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Развитие «компетентности Развитие «компетентности к обновлению компетенций» к обновлению компетенций»
10 Универсальные учебные действия (УУД) система действий учащегося Это система действий учащегося, обеспечивающая -культурную идентичность, -социальную компетентность, -толерантность, -способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, включая организацию учебной деятельности.
11 Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные
12 Личностные УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ
13 Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы Самоопределение 1. Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности своей Родине, народу и истории ответственности человека за благосостояние общества; осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. 2. Формирование картины мира культуры: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
14 Развитие мотивов учения - показатель сформированности внутренней позиции школьника, самоопределения и смыслообразования Виды учебных мотивов Учебно-познавательные мотивы Социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга). Позиционный мотив (стремление занять новое положение ) Внешние мотивы Игровой мотив. Оценочный. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания учиться, т.к. результаты деятельности человека на % зависят от интеллекта, и на % - от мотивов.
15 Нравственно-этическая ориентация включает: Формирование целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения, формирование моральной самооценки Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости Формирование установки на здоровый образ жизни формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
16 Регулятивные УУ действия Целеполагание Планирование Прогнозирование Волевая саморегуляция Контроль Коррекция Оценка
17 Познавательные УУД Общеучебные Логические Постановка и решение проблем Постановка и решение проблем
18 Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; постановка и формулирование проблемы.
19 Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей ; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
20 Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнёрами Умение слушать и слышать Умение слушать и слышать
21 взаимодействие Коммуникация как взаимодействие Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. К концу начальной школы дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир.
22 сотрудничество. Коммуникация как сотрудничество. Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в спорных обстоятельствах (конфликт интересов). Умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение; умение и убеждать, и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу выполнения задания.
23 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.
24 Предметное содержание начального звена Приказ Министерства образования и науки Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
25 Перечни утверждённых учебников Перечни утверждённых учебников системы учебников системы учебников, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г), завершённые предметные линии завершённые предметные линии учебников, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г); завершённые предметные линии завершённые предметные линии учебников, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г).
26 ОБУЧЕНИЕ в деятельности, НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Технология деятельностного метода, проблемно-диалогическое обучение, учебное проектирование…
27 Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач
28 Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
29 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
30 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом
31 standart.edu.ru koipkro.kostroma.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.