Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНадежда Ламзина
1 Подготовила учитель начальных классов Мирошниченко Э.Ю. МОУ СОШ 13 им. Р.А. Наумова 12 мая 2011г. Подготовила учитель начальных классов Мирошниченко Э.Ю. МОУ СОШ 13 им. Р.А. Наумова 12 мая 2011г. Характеристика и диагностика универсальных учебных действий
2 В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения» Универсальные Универсальныеучебныедействия под ред. А.Г. Асмолова
3 Определение понятия «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
4 Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
5 Функции универсальных учебных действий создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
6 Виды универсальных учебных действий 1)Личностные 2)Регулятивные (включающие также действия саморегуляции) 3)Познавательные включая общеучебные, логические и знаково- символические 4)Коммуникативные
7 Универсальные учебные действия
8 Что дают универсальные учебные действия? 1.Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; 2.Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; 3 Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
9 Проблема: 1. Какие слова называются родственными? 2. Что такое корень слова? 3. Какие слова называются однокоренными? Новые знания: 1. Корень – общая часть родственных слов. 2. Родственные слова, имеющие общую часть, называются однокоренными. Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова. Задачи: 1.Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова. 2.Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать. 3.Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи. 4.Обогащать словарный запас учеников. 5.Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки. Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
10 Алгоритм проведения диагностики УУД 1. Системный подход. Определение цели и задач изучения 1. Системный подход. Определение цели и задач изучения 2. Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД 2. Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития Подготовка диагностического инструментария Подготовка диагностического инструментария Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель) Требования: Требования: А) проводится на 1-2 уроке А) проводится на 1-2 уроке Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики В) детям желательно сидеть по одному В) детям желательно сидеть по одному Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт Обработка и интерпретация результатов исследования. Обработка и интерпретация результатов исследования. Закрытость информации! Закрытость информации! Составление плана индивидуальной и групповой коррекционо- развивающей работы по формированию УУД Составление плана индивидуальной и групповой коррекционо- развивающей работы по формированию УУД
11 Виды универсальных учебных действий Типовые диагностические задачи Личностные универсальные учебные действия Самопознание и самоопределение. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношение мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) Методика «Кто я?», 3-4 классы. Методика «Беседа о школе», 1-3 классы (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). «Рефлексивная самооценка учебной деятельности», 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха - неуспеха», 1-4 классы Материалы для диагностики сформированности УУД
12 Виды универсальных учебных действий Типовые диагностические задачи Личностные универсальные учебные действия Смыслообразование. Действия позволяют сделать учения осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?) «Незавершенная сказка», 1-3 классы. «Шкала выраженности учебно- позновательного интереса», 1-4 классы. «Опросник мотивации», 1-3 классы Материалы для диагностики сформированности УУД
13 Нравственно-этическое оценивание. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников) Задания на оценку усвоение нормы взаимопомощи, 1-2 классы. Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже), 1 класс. Задание на уровень моральной децентрации (Ж. Пиаже), 1-3 классы. Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 1-4 классы. Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А Карабановой), 1-4 классы Материалы для диагностики сформированности УУД
14 Регулятивные универсальные учебные знания Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала. «Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития регулятивных действий), 1 класс. «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля), 2-3 классы Материалы для диагностики сформированности УУД
15 Познавательные универсальные учебные знания Общеучебные универсальные действия. Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково- символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения. «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова), 1 класс. Методика «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка), 1 класс. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной), 1-3 классы Материалы для диагностики сформированности УУД
16 Универсальные логические действия. Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно- следственных связей, выдвижение гипотез, доказательство. Построение числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия (Ж.Пиаже, А. Шеминьска), 1 класс Постановка и решение проблем. Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой), 1-4 классы Материалы для диагностики сформированности УУД
17 Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды) Коммуникация как взаимодействие. Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман и др.), 2-4 классы Материалы для диагностики сформированности УУД
18 Коммуникация как кооперация. Действия обеспечивают возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман), 1 класс Материалы для диагностики сформированности УУД
19 Коммуникация как условие интеоризации. Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант), 2-4 классы Материалы для диагностики сформированности УУД
20 Критерии оценивания личностных универсальных действий. Методика « Беседа о школе » Т.А.Нежновой Положительное отношение к школе – 27 чел. Чувство необходимости учения – 26 чел. Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа – 23 чел. Адекватное содержательное представление о школе -28 чел. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома – 25 чел. Предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки – 25 чел
21 Самооценка (Проективная методика «Нарисуй школу») Нормальная -18 чел - 72% Заниженная -6 чел. - 24% Неадекватная -1 чел. – 4% Самооценка (Проективная методика «Нарисуй школу») Нормальная -18 чел - 72% Заниженная -6 чел. - 24% Неадекватная -1 чел. – 4%
22 Мотивация учебной деятельности Мотивация учебной деятельности Сформированность познавательных мотивов; Сформированность познавательных мотивов; Интерес к новому Интерес к новому Интерес к способу решения и общему способу действия; Интерес к способу решения и общему способу действия; Сформированность социальных мотивов; Сформированность социальных мотивов; Стремление выполнять социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; Стремление выполнять социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; Сформированность учебных мотивов; Сформированность учебных мотивов; Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью
23 Высокий уровень-59% Высокий уровень-59% Средний -33 % Средний -33 % Положительное отношение к школе Положительное отношение к школе (школа привлекает внеучебной деятельностью) -7%
24 Диагностика регулятивных действий. Типовые задачи Выкладывание узора из кубиков Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): задача не принята, принята неадекватно; не сохранена - 0 чел задача не принята, принята неадекватно; не сохранена - 0 чел задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес – 1чел задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес – 1чел задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена – 24чел задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена – 24чел План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями: План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями: нет планирования – 2 чел; нет планирования – 2 чел; план есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется -12 чел; план есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется -12 чел; план есть, адекватно используется- 12 чел план есть, адекватно используется- 12 чел
25 Контроль и коррекция: - есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная 5чел; адекватный контроль по результату -19чел Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче): адекватная оценка результата - 25 чел Отношение к успеху и неудаче: адекватная – на успех и неудачу - 25 чел Диагностика регулятивных действий. Типовые задачи Выкладывание узора из кубиков
26 Показатели сформированности УУД в 1б классе Таблица 1б Таблица 1б
27 Индивидуальные показатели УУД учащегося
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.