Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлександр Скобелев
1 Муниципальное образовательное учреждение «Чутеевская Средняя общеобразовательная школа» Янтиковского района Чувашской Республики ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР – КЛАССОВ Методическая рекомендация зам.директора по УР Филипповой Г.А.
2 Что такое мастер - класс ?
3 Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы
4 Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
5 Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
6 Важнейшие особенности мастер - класса: 1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; 2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 3. создание условий для включения всех в активную деятельность; 4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 5. приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер - класса; 6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; 7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; 8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; 9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
7 Требования к организации и проведению мастер - класса Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
8 В технологии проведения мастер - класса Можно использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности. Примерный алгоритм проведения мастер - класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.
9 Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения,в ходе обмена мнениями у участников мастер - класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер – класса, работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» - создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира. всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы, обсуждение, а затем корректировка собственного решения. Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников. Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости.
10 Основными элементами технологии проведения мастер - класса, методическими приёмами является: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания рефлексии.
11 Индукция. проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём- то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация называется индуктором (индукцией).
12 Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Социоконструкция - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). - группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
13 Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер -класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними. Социализация. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер - класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагог
14 - Это «озарение», «инсайд», «понимание» себя, других, приема, метода, технологии. - это внутреннее осознание участником мастер - класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. -он ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер - класса. -это когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием. Разрыв
15 Рефлексия последний и обязательный этап отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер - класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер - класса, для дальнейшей работы.
16 Позиция Мастера - это, прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.
17 Критерии качества подготовки и проведения Мастер - класса Для определения эффективности подготовки и проведения мастер - класса предлагается использовать следующие критерии:
18 Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
19 Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер - класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
20 Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции). Артистичность. Возвышенный стиль,педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
21 Использование данных методических рекомендаций позволит, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер - классов мастер - классов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.