Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНаталия Бандурина
1 Тема урока Композиционное построение лингвистической сказки
2 Цели урока: 1. Познакомить ребят с основными композиционными особенностями ЛС. 2. Подготовить учащихся к созданию новых сказок на основе характерных особенностей того или иного сюжета ЛС. 3. Формировать умение выбирать композицию ЛС в зависимости от ее сюжета.
3 Тип урока:
4 План урока
5 Методы и формы работы Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично поисковый. Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, игра. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, ответы на вопросы.
6 БУДЕТ СКАЗКА ЗАНИМАТЕЛЬНА, СЛУШАЙТЕ ЕЁ ВНИМАТЕЛЬНО, УШИ РАСКРЫВАЙТЕ, А КТО УСНЁТ, ТОТ НИ С ЧЕМ И УЙДЁТ. СКАЗКА БУДЕТ УВЛЕКАТЕЛЬНА, СЛУШАЙТЕ ЕЁ ВНИМАТЕЛЬНО, ВСЁ ПРИМЕЧАЙТЕ, НЕ ЗЕВАЙТЕ Сказка вся, более врать нельзя. Вам - сказку, А мне - бубликов связку. И попробуйте прожить хоть без одного правила русского языка! Не проживёте, не сможете!
7 Заклинание Мы идем, а клубок катится. Остановится он у ворот, где лингвистическая сказка живет.
8 Композиция ЛС Зачин Завязка Кульминация Развязка Концовка
9 Таблица сюжетов и мотивов лингвистической сказки. Название сюжетовМотивы Сказка - спорЖитие - бытие героев - зарождение спора, выяснение отношений "кто же главнее" - мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора Сказки - проделкиМотив сговора - мотив вредительства, переманивания - мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины. Сказки о добрых помощникахОшибки в работах учеников - появление доброго помощника - исправление ошибок Сказка - чудесное знакомствоМотив встречи - путешествие - жалоба на свою судьбу - нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) - мотив удачно сложившейся судьбы Сказка о рождении и взрослении ее героя Мотив рождения - получения подарков (каких - то качеств, признаков) взросление - герой набирается житейской мудрости - мотив самостоятельной жизни Сказки - неожиданные событияЖитие - бытие героев (описание города, его жителей) - мотив ссоры (разделение героев на "положительных" и "отрицательных") - неожиданное (неприятное) происшествие - мотив победы над противником – примирение Сказка -ссораЖитие героев - мотив дружбы - совместная деятельность (игра) - мотив обмана - ссора - не примирение Сказка -жалобаЖитие - бытие героев - мотив обиды - мотив жалобы Сказка-путешествие (сон)Рассказчик во сне попадает в неведомую страну - мотив знакомства - путешествия - мотив прощания - возвращение в реальный мир Сказки- заданияЗнакомство читателей с жителями той или иной страны - мотив путешествия героев либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях - мотив задания Сказка - чудесное превращениеХарактеристика героя - превращения - значение героя.
10 Сварливые принцессы. У королевы Приставки родились дочки-двойняшки. Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее. –Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень. –А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-. –Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, - самодовольно усмехнулась Пре-. –Зато без меня не обходится значение неполноты действия, - в тон ей заявляет При-. Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях. Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари. Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор.
11 Сказка про –КОС- и –КАС-. Я расскажу вам сказку про –КОС- и –КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся. Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается очень просто. У корня –КАС- есть друг суффикс А, а у –КОС- нет такого друга. И поэтому корню –КОС- очень обидно. Но что поделаешь? Например, слова кАсАется, кАсАние пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А. А вот в словах кОснулся, соприкОснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне –КОС- мы пишем гласную О.
12 Город Глаголов. В тридевятом царстве, в невиданном государстве находится царство Русского Языка. Проберемся мысленно туда. На троне сидит Глагол в Повелительном наклонении, вокруг него стоят слуги короля – лентяи Глаголы в Условном наклонении. Король приказывает: "Принесите мне мою мантию!" А слуги отвечают: "Принесли бы, да не выспались." Так и течет время в этом городе.
13 Сказка о Знаках препинания. Точка сказала: С тех пор знаки препинания зажили дружно. Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее. - Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли. –Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. - Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис: –Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку.
14 Сказка о Знаках препинания. Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее. Точка сказала: - Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. - Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли. –Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис: –Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку. С тех пор знаки препинания зажили дружно.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.