Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеоргий Ружников
1 Арифметика и геометрия столкновений Работу выполнил ученик 11 а класса Токмаков Тарас
2 Пусть по прямой движутся п шариков, упруго сталкиваясь между собой. Может ли между шариками произойти бесконечное число столкновений или они через некоторое время разлетятся? Оказывается, эту механическую задачу можно решить с помощью геометрии. Соответствующие конструкции (в частности, придуманное в конце XIX века американским физиком У. Гиббсом конфигурационное пространство) имеют фундаментальное значение и применяются при решении многих задач классической механики и статистической физики. В этой работе мы ответим на следующий вопрос: По прямой двигаются n одинаковых шариков. Какое максимальное число столкновений между ними может произойти? (здесь шарики рассматриваются как материальные точки сталкивающиеся друг с другом абсолютно упруго, то есть с сохранением суммарных импульса и энергии. Предполагается также, что все происходящие столкновения п а р н ы е: по три и более шариков в одной точке одновременно не оказываются.) (здесь шарики рассматриваются как материальные точки сталкивающиеся друг с другом абсолютно упруго, то есть с сохранением суммарных импульса и энергии. Предполагается также, что все происходящие столкновения п а р н ы е: по три и более шариков в одной точке одновременно не оказываются.) 1.Условимся скоростью материальной точки при движении по прямой по координатной оси Ох называть величину проекции вектора скорости на ось Ох; таким образом, скорости будут числами (для точки, движущейся вправо по оси Ох, скорость v>0, при движении точки влево v 0, при движении точки влево v
3 Вместо непосредственного решения системы можно заметить, что она имеет не более двух решений, ибо при подста новке z2= v1+v2-z1, во второе уравнение системы получается квадратное уравнение относительно z1; с другой стороны, два решения очевидны это и Первое из них лишено физического смысла: оно означает, что шары продолжают движение с прежними скоростями, как бы проскакивая друг через друга. Следовательно, при абсолютно упругом соударении двух шаров одной массы происходит обмен скоростями: z1= v2 и z2= v1. 2. Этот вывод особенно удобно интерпретировать на графиках движения шаров на координатной плоскости Otx (t время, х координата по оси Ох). До столкновения шары двигаются по законам х = x1(t) = а1 + v1t и х = x2(t) = а2 + v2t (здесь а1 и а2 начальные координаты шаров); их графики движения прямые (точнее отрезки или лучи) на плоскости Otx, с угловыми коэффициентами v1 и v2. Моменту соударения шаров соответствует точка пересечения графиков. После соударения графики х = x1(t) и х = x2(t) также являются прямыми.
4 Поскольку угловой коэффициент первого графика х = x1(t) стал равен z1= v2, то первый график после соударения является продолжением второго графика х = x2(t) до соударения; аналогично, второй график после соударения является продолжением первого графика перед соударением (рис. 1). Отсюда ясно, что совокупность графиков движения п шаров равных масс представляет собой объединение п лучей на плоскости Otx, проведенных из начальных положений шаров аi, (при t= 0) с угловыми коэффициентами vi; по такой картинке легко проследить график движения х = Xi(t) каждого шара см. рисунок Эти рассмотрения показывают, что максимальное число Nmax соударений n шаров равных масс равно максимальному числу точек попарного пересечения n лучей на плоскости. Поскольку каждые два луча могут пересекаться только в одной точке, Nmax равно числу пар из п лучей, то есть
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.