Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлина Скопинцева
2 Цели урока: научить определять объём и содержание темы подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
3 Слово учителя об объеме и содержании темы Любое рассуждение - это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать. Записать в тетрадь: Объем темы - это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается. Содержание темы - это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.
4 Практическая часть занятия Задание 1. Определить объем следующих тем: «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»; «Молчалин и Скалозуб»; «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». Объем темы 1: Молчалин. Объем темы 2: Молчалин и Скалозуб. Объем темы 3: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Хлестова, Софья и т. д.
5 Подсказка Задание 2. Определить содержание темы 1. Формулировка темы не заключает в себе ни утверждения, ни отрицания относительно Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, т. е. поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса.
6 Определим задачу первой темы (каждый определяет её по- своему. Поэтому возможны различные вопросы) а)Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина? б)Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина? в)Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии?
7 Дадим точные ответы на поставленные вопросы а)Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому. б)Характер Молчалина Грибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями. в)Молчалин - один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.
8 Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения: а)«Молчалины блаженствуют на свете» б)Показ отношений Молчалина с другими героями комедии - главный прием раскрытия его характера в)Молчалин - один из главных участников конфликта, изображенного в комедии
9 Подберём аргументы для обоснования каждого из этих тезисов Чтобы легче было подобрать аргументы, надо найти в основном тезисе слово или словосочетание, выражающее мысль, которую и требуется доказать. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим и сказуемым), то это слово или словосочетание всегда будет находиться в группе сказуемого, так как сказуемое как раз и обозначает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.
10 К тезису 1: Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». Он убежден, что связь с влиятельными лицами - лучший способ продвижения по служебной лестнице. Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
11 К тезису 2 В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина: с Фамусовым? с Чацким? с Софьей? с Лизой? Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с этими героями: карьеризм; исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры; умственная ограниченность, узость интересов; трусость, лицемерие, подлость, цинизм
12 К тезису 3 Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, при которых завязался драматический узел; Молчалин-главная фигура в борьбе между Софьей и Чацким; Молчалин-главное лицо в сцене катастрофы
13 Вывод Разобрав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по-разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы
14 Домашнее задание: Написать сочинение по одной из ранее предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями
15 Презентацию подготовила Шунина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы С. Елизаветинское, Благодарненского р-на, Ставропольского края
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.