Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалерий Чернявский
2 Детство и годы учения Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен- Жермен. Его родители -- мелкие буржуа -- любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими из них были редкие посещения оперы. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игре на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в Парижскую консерваторию. Это учебное заведение было в е годы XIX века оплотом самых консервативных и рутинерских методов обучения молодых музыкантов. Директором консерватории после Сальвадора Даниэля, музыкального комиссара Парижской коммуны, расстрелянного в дни ее разгрома, стал композитор Амбруаз Тома -- человек весьма ограниченный в вопросах музыкального образования.
3 Пианистическое дарование Дебюсси развивалось чрезвычайно быстро. Уже в студенческие годы его игра отличалась внутренней содержательностью, эмоциональностью, тонкостью нюансировки, редким разнообразием и богатством звуковой палитры. Но своеобразие его исполнительского стиля, лишенного модной внешней виртуозности и блеска, не нашло должного признания ни у преподавателей консерватории, ни у сверстников Дебюсси. Впервые его пианистический талант был отмечен премией лишь в 1877 году за исполнение сонаты Шумана. Первые серьезные столкновения с существовавшими методами консерваторского преподавания происходят у Дебюсси в классе гармонии. Самостоятельное гармоническое мышление Дебюсси не могло мириться с традиционными ограничениями, царившими в курсе гармонии. Лишь композитор Э. Гиро, у которого Дебюсси занимался композицией, по-настоящему проникся устремлениями своего ученика и обнаружил единодушие с ним в художественно- эстетических взглядах и музыкальных вкусах.
4 С 1883 года Дебюсси начинает участвовать как композитор в конкурсах на получение Большой Римской премии. В следующем же году он был удостоен ее за кантату >. Это сочинение, во многом еще носящее на себе влияние французской лирической оперы, выделяется настоящим драматизмом отдельных сцен (например, ария Лии). Время пребывания Дебюсси в Италии ( ) оказалось для него плодотворным: он познакомился со старинной хоровой итальянской музыкой XVI века (Палестрина) и одновременно с творчеством Вагнера (в частности, с музыкальной драмой >).
5 Среди преподавателей консерватории были и выдающиеся музыканты -- С. Франк, Л. Делиб, Э. Гиро. По мере своих возможностей они поддерживали каждое новое явление в музыкальной жизни Парижа, каждый самобытный исполнительский и композиторский талант. Усердные занятия первых лет приносили Дебюсси ежегодные премии по сольфеджио. И классах сольфеджио и аккомпанемента (практические упражнения за фортепиано по гармонии) впервые и проявился его интерес к новым гармоническим оборотам, разнообразным и сложным ритмам. Перед ним приоткрываются красочно- колористические возможности гармонического языка.
6 90-е годы. Клод Дебюсси 90-е годы первый период творческого расцвета Дебюсси в области не только вокальной, но и фортепианной («Бергамасская сюита», «Маленькая сюита» для фортепиано в четыре руки), камерно- инструментальной (струнный квартет) и особенно симфонической музыки (в это время создаются два наиболее значительных симфонических произведения прелюд «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны»).
7 « Пеллеас и Мелизанда » В течение 90-х годов Дебюсси работал над своей единственной законченной оперой « Пеллеас и Мелизанда ». Композитор долго искал близкий ему сюжет и наконец остановился на драме бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». Он начал и бросил работу над оперой «Родриго и Химена» по трагедии Корнеля «Сид». Работа осталась незавершенной. В этом сочинении очень мало внешнего действия, место и время его почти не меняются. Все внимание автора сосредоточено на передаче тончайших психологических нюансов в переживаниях героев: Голо, его жены Мелизанды, брата Голо Пеллеаса. Краткое содержание драмы: Голо сын короля Аркеля встречает заблудившуюся в лесу девушку Мелизанду и приводит ее к себе в замок. Вскоре она становится его женой. Неожиданно взаимное сильное чувство захватывает Мелизанду и младшего брата Голо Пеллеаса. Вначале Голо ни о чем не догадывается, но тайные предчувствия пробуждают в нем подозрение, а потом и ревность. Узнав о потере Мелизандой обручального кольца, а затем о свидании влюбленных в комнате Мелизанды, Голо решает отомстить. Во время встречи Мелизанды и Пеллеаса в саду Голо смертельно ранит Пеллеаса. Мелизанда умирает от горя. Сюжет этого произведения привлек Дебюсси, по его словам, тем, что в нем «действующие лица не рассуждают, а претерпевают жизнь и судьбу». Обилие подтекста, мыслей как бы «про себя» давало возможность композитору осуществить свой девиз: «Музыка начинается там, где слово бессильно». Клод Дебюсси скончался от рака толстой кишки в 1918г.
8 Творчество Дебюсси Оперы: Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж) Падение дома Эшеров (в набросках, ) Балеты : Игры (1913, Париж) Камма (1912, конц. исп. 1924, там же) Ящик с игрушками (детский, 1913, пост. 1919, Париж) Кантаты: лирические сцены Блудный сын (1884) Ода Франции (1917, завершена М. Ф. Гайаром) Поэма для голосов с оркестра Дева-избранница (1888) Для оркестра: дивертисмент Триумф Вакха (1882) симфоническая сюита Весна (1887) Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна (1894) Ноктюрны (Облака, Празднества; Сирены с женским хором; 1899) 3 симфонических эскиза Море (1905) Образы (Жиги, Иберия, Весенние хороводы, 1912) Камерно-инструментальные ансамбли сонаты для виолончели. и фортепиано (1915), для скрипки и фортепиано (1917), для флейты, альта и арфы (1915), фортепианное трио (1880), струнный квартет (1893) Для фортепиано Бергамасская сюита (1890), Эстампы (1903), Остров радости (1904), Маски (1904), Образы (1-я серия 1905, 2-я 1907), сюита Детский уголок (1908), прелюдии (1-я тетрадь 1910, 2-я 1913), этюды (1915) Песни и романсы Музыка к спектаклям драматического театра, фортепианные транскрипции и др. Родриго и Химена (1892, не окончена)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.