Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНаталья Резникова
1 Как написать изложение. Автор: Аверьянова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 2», г.Ухта.
2 Что такое изложение? - это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно- стилистических особенностей.
3 Виды изложения Повествовательное Сюжетное, фабульное содержание Описательное С элементами описания Изложение-рассуждение С элементами рассуждения
4 Изложение – повествование. Главное – это сведения о сменяющих друг друга событиях.
5 «Шпаргалка» для изложения – повествования. 1.Существуют ли в каждой микротеме текста сведения, без которых все последующее повествование будет непонятно? 2. Какие детали происходящего важны для развития действия, а какие можно опустить? 3. Как мысль, выраженную в каждой микротеме можно сформулировать короче?
6 Изложение – описание. 1.Какие детали описания предмета и почему именно они выбраны для его показа? 2.Какие признаки этих деталей рисуются в тексте? 3.Как эти признаки группируются, сравниваются? 4.Какие средства языка использованы?
7 Изложение-рассуждение: сжатое и подробное. 1.Выделение в тексте всех компонентов рассуждения. 2.Уточнение основной мысли высказывания. 3.Построение рассуждений с аргументацией. 4.Отбор языковых средств. 5. Воспроизведение текста от третьего лица. 6.Построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод от сказанного.
8 Алгоритм написания сжатого изложения. Выделение микротем, составление плана. Выделение ключевых слов и понятий. Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями. Сжатие текста при помощи приемов сжатия.
9 ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА.
10 1) Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.
11 2) Перевод прямой речи в косвенную; Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» Он часто говорил, что я хороший и ему легко со мной.
12 3) Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; Но шли и шли годы неутомимой чередой. Подкатила к тополю его старость. Годы шли неутомимой чередой, и подкатила к тополю старость.
13 4) Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки. Или в сени домов. Я приручал залетевших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нём обживались. Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки. Я приручал залетевших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нём обживались.
14 5)Разбивка сложного предложения на сокращенные простые; Поклонимся же ему, человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё и ещё раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим и скромным подвигом. Перед тем как выйти из булочной с кирпичиком тёплого хлеба, вспомним с сердечным участием о руках, вырастивших этот хлеб.
15 6 ) Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; Горизонт вдруг померкнул, прозрачность его исчезла, и небо как будто приблизилось к земле. Горизонт вдруг померкнул, и небо как будто приблизилось к земле.
16 7) Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Можно сесть в кресло, зажечь маленькую лампу и неторопливо читать большую, долгую книгу, с которой прожил уже неделю, две, месяц, каждый раз продвигаясь на десяток страниц, каждый раз чувствуя все ближе жизнь ее героев. Можно неторопливо читать большую, долгую книгу, с которой прожил уже много дней, каждый раз продвигаясь на десяток страниц и чувствуя все ближе жизнь ее героев.
17 Чего от вас ждут? Важно не рассказывать о том, что было прочитано, а передать содержание, как можно ближе к тексту, сохраняя стилевую принадлежность.
18 Этапы работы: 1.При чтении текста преподавателем вы можете вести записи, обращая внимание на даты, собственные имена, цифры, прямую речь…
19 2. Определяем стилевую и жанровую принадлежность текста.
20 3. Выявляем тему и основную мысль текста, составляем содержательный план.
21 4.Составляем композиционную схему текста.
22 5. Составляем первоначальный вариант текста на черновике, основательно и неоднократно проверяем.
23 Приступаем к работе!
24 Интернет ресурсы. napisat-izlozhenie.htm napisat-izlozhenie.htm breaftopic breaftopic
25 Удачи в работе!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.