Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОльга Шпонова
1 А.С.Пушкин Анализ стихотворения «Зимнее утро» «Мороз и солнце-день чудесный…»
2 Цель урока. Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.
3 «Зимнее утро» - одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.
4 Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа. Из истории создания стихотворения
6 1 строфа Утренняя радость, ликующее, восторженное. «день чудесный», «пора, красавица, проснись…»,«звездою севера явись» Настроение радости, бодрости создается с помощью эмоционально окрашенной лексики: «чудесный»,«друг прелестный», «красавица» Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.
7 Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремлять взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Интерес представляет и слово сомкнуты. Перед нами так называемое усечённое причастие, которое было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов половины 19 века. Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу, должно стоять в дательном падеже(Авроре). У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка, а ныне устаревшая архаическая форма.
8 «Нега- устар. 1.Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге». ( из словаря С.И.Ожегова) Нега –1. Состояние безмятежного покоя. 2.Чувственное упоение, наслаждение. (словарь языка Пушкина) Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям в стихотворении. На современный русский язык его лучше перевести словом сон, поскольку сон – самое полное « состояние безмятежного покоя».
9 2 строфа Тоскливое,«вьюга злилась», мрачное, тревожное «мутном», «мгла», «мрачные» Лексика строфы создает мрачное настроение: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Но великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей
10 Антитеза (от греч. antithesis противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.
11 СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.
12 Секрет 1 Сравнение - это сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого.
13 Секрет 2 Сравнение выражается обычно существительным с союзами как, словно, будто, точно, как будто или или существительным в творительном падеже
14 Сравнение Сравнение помогает понять помогает понять чувства автора, его настроение. чувства автора, его настроение. Секрет 3
15 Олицетворение Разновидность метафоры. Изображение явлений природы и неодушевлённых предметов как живых существ.
16 Вечор «вчера вечером» Мгла Тьма, мрак (в обычном употреблении) Поэт использует в значении «густой снег, скрывающий в тумане всё окружающее»
17 3 строфа Восхищённое,«великолепными коврами», «солнечное» «блестя на солнце…», «прозрачный лес» Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы.
18 Эпитет В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение, отличающееся художественной выразительностью. Пушистый снег кружится и падает на землю.
19 4 строфа Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места «янтарным блеском», «весёлым треском», «приятно думать..»
20 Правильно – запрягать Во времена Пушкина на равных употреблялась и та и другая форма. Несомненно, что форма запречь появилась у поэта для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь Лежанка – невысокий выступ у русской печи, на котором, греясь, отдыхали или спали. Велеть приказать (устар.).
21 5 строфа предадимся отдадимся (устар.) Красота природы пробудила лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний «..предадимся бегу», «поля пустые»
22 Метафора Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу. Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.