Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнесса Чекомасова
1 Семинар учителей русского языка и литературы Колпинского района Санкт-Петербурга Выступление заместителя директора по УВР ГБОУ ЦО 170 Колпинского района Санкт-Петербурга Гавриловой Татьяны Михайловны
2 Формирование критического мышления у учащихся на уроках предметов гуманитарного цикла
3 Интеллект Интеллект – (от лат. понимание, познание) - способность к познанию, пониманию, решению проблем, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение развитие интеллекта
4 Учащийся Старые цели Приобретает знания и навык; Приобретает их в максимальном объеме; Отсутствие возможности выбора; Принятие целей образования и жизни в готовом виде; Стремление избежать контроля Новые цели Саморазвитие и самосовершенствование; Знания приобретаются в деятельностной форме; Постановка и формулирование собственных целей и способов достижения; Стремление к своевременному и объективному контролю
5 Процесс обучения Процесс обучения Старые цели Передача опыта и знаний; Обучение на основе устоявшихся знаний; Использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства; Жесткость образовательных программ Новые цели Индивидуальное развитие учащихся, становление личности, Обучение на основе критического, аналитического, логического мышления; Обучение способам продуктивной деятельности; Гибкость образовательных программ
6 Результат Старые цели Подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни; Редкие нововведения сверху Новые цели Создание условий для комфортной жизни сейчас; Формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира; Постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса
7 Мышление Мышление – высшая форма познавательной деятельности, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, терминах, имеющий обобщенный опосредованный характер.
8 Типы мышления Типы мышления Типы мышления Типы мышления Фактологическое мышление Фактологическое мышление – Мышление, при котором знание рассматривается как проявление интеллекта. Критическое мышление – Мышление робота. Критическое мышление – Мышление, где существует знание и понимание того, что произошло. Научное мышление – не только знание, понимание, объяснение, но и получение новых знаний, прогнозируя их.
9 Критическое мышление Критическое мышление Критическое мышление Критическое мышление Критическое мышление Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Критическое мышление Критическое мышление – сочетание мыслительных операций, определяющих процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или неприятие альтернативных точек зрения
10 Что не является Что не является критическим мышлением критическим мышлением Что не является Что не является критическим мышлением критическим мышлением простое запоминание простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс; понимание сложных идей понимание сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать. О критическом мышлении можно говорить тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются. творческое, или интуитивное творческое, или интуитивное, мышление.
11 Признаки критического мышления Признаки критического мышления Признаки критического мышления Признаки критического мышления Критическое мышление есть мышление самостоятельное; Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления; Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить; Критическое мышление стремится к убедительной аргументации; Критическое мышление есть мышление социальное
12 Цель ТРКМ Цель ТРКМ Цель ТРКМ Цель ТРКМ Развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых как в учебе, так и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
13 Технология развития Технология развития критического мышления критического мышления Технология развития Технология развития критического мышления критического мышления ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ
14 Задачи: 1.Актуализация знаний; 2.Мотивация; 3. Целеполагание Приемы: Мозговая атака (парная или групповая); Ключевые термины; Перепутанные логические цепи; Свободное письменное задание. Кластеры; Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У); Дерево предсказаний; Система маркировки текста I.N.S.E.R.T;
15 Инсерт- самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления Используемые значки (можно использовать текстовыделитель различных цветов; при использовании ИКТ – маркировку цветом) «+» – уже знал; « - » - знаю, но информация требует уточнения; « ! » - новая для меня информация; « ? »- не понял, есть вопросы При чтении текста учащиеся делают пометки на полях, оценивая информацию.
16 Задачи: 1. активно воспринимать новую информацию; 2. соотнести старые знания с новыми; 3. Реализовать поставленные индивидуальные цели Приемы: Взаимоопрос; Взаимообучение; Стратегия «Фишбоун»; Бортовой журнал; Сравнительная таблица; Кластер; Ромашка Блума;
17 Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Проб лема Причины Факты
18 Задачи: 1.Самостоятельно обобщить изученный материал; 2.Оценить и продемонстрировать измененное знание; 3. Осознать свой мыслительный путь Приемы (зависят от приемов вызова ) : Мозговая атака (парная или групповая); Возвращения к ключевым терминам, кластерам, З-Х-У; Маркировочная таблица; Техника дискуссии; «Оставьте за мной последнее слово»; Эссе; Графическая организация материала; Синквэйн.
19 Прием «Общее – уникальное» (Кольца Венна) – использование графических методов для сравнения, сопоставления двух изученных явлений (персоналий, объектов и т.п.) УникальноеУ Уникальное Уникальное Общее
20 Активность субъекта в образовательном процессе; Развитие навыков общения; Идея ценности личности; Подход к образовательной технологии как к средству и инструменту самообразования; Соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в реальной жизни
21 Уметь работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; Задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; Решать проблемы; Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта; Выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно; Аргументировать свою точку зрения и уважать точки зрения других; Заниматься самообразованием; Брать на себя ответственность; Выстраивать конструктивные отношения с другими людьми
22 1.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Санкт- Петербург, Альянс, Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Санкт-Петербург, Каро, Критическое мышление (по материалам, подготовленным к.ф.н. Е. Кохановой)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.