Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛюбовь Недотыкина
1 У ПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ Автор: Ревенко Галина Михайловна
2 С ОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие конфликта, его природа и причины 2. Типы конфликтов 3. Методы разрешения конфликтов 4.Природа и причина стресса 5. Стресс и управление им в деятельности руководителя.
3 конфликт. Столкновение противоречивых или несовместимых сил Противоречие, возникающее между сторонами В процессе их совместной деятельности из-за Непонимания или противоположности интересов
4 П РИРОДА КОНФЛИКТА База конфликта- конфликтная ситуация инцидент Возможность разрастания конфликта Открытый конфликт Скрытый конфликт Отсутствие конфликта Управление конфликтом Функциональные последствия Дисфункциональные последствия Нет последствий конфликта
5 разрушительные конструктивные Если конфликт очень мал, то противоречие остается неразрешенным Сопровождается активным обменом информации По уровню достаточен для мотивации Последствия конфликта Творческий, инновационный подход к проблеме Если конфликт характеризуется значительной силой,то он вызывает у Участников стресс, ведет к снижению морали разрушает коммуникационные сети
6 О БЩИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ 1.Недостаточная согласованность и противоречивость целей. 2. Различие во взглядах, идеях и мыслях по проблеме 3. Различие чувств и эмоций, находящихся в основе отношений индивидов
7 О РГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ 1.Нечеткое ограничение прав и обязанностей 2.Ограниченность ресурсов 3.Недостаточный уровень профессиональной подготовки 4.Предвзятое к одним, попустительское к другим отношение к подчиненным 5.Противоречивость исполнительских функций 6.Неопределенность перспектив роста 7. Неблагоприятные условия труда
8 Т ИПЫ КОНФЛИКТОВ 1.Внутриличностный 2.Межличностный 3.Между личностью и группой 4.Межгрупповой и внутриорганизационный
9 В НУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликтом целей внутриличностный конфликт становится, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. Примером внутриличностного конфликта может быть выбор места работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает познавательную окраску, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает ощущать дискомфорт и пытается выйти из этого состояния через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большего количества информации о проблеме. Определенная степень рассматриваемой несостоятельности существует всегда. В противном случае наш внутренний мир был бы в постоянной гармонии с внешней средой.
10 М ЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достижения, расположений, ценностей или поведения. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. Например, борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее руководство выделить их именно ему, а не другому руководителю. Другая форма проявления межличностного конфликта - столкновение личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, которые в силу различия в целях не в состоянии ладить друг с другом. Они психологически не совместимы.
11 К ОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ Конфликт возникает в случае, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.
12 М ЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, неизбежны конфликты даже в самых эффективных организациях. Такое противостояние может носить профессионально-производственную (конструкторы - производственники - маркетологи), социальную (рабочие и руководство) или эмоциональную ("лентяи" и "труженики") основу. Наиболее ярким примером может служить - непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. Установлено, что угроза забастовки становится реальностью, когда число недовольных работников предприятия качеством труда или величиной вознаграждения за труд превышает 50% общего числа работающих. Периодическое проведение мониторинга позволяет выявить причины недовольства и количество недовольных и тем самым предотвратить забастовку. Кроме того, по направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. К горизонтальным относятся конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К вертикальным конфликтам относятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. Конфликты, имеющие вертикальную оставляющую, т.е. вертикальные и смешанные конфликты, составляют в среднем 70-80%. Они наиболее нежелательны для руководителя. Каждое его действие рассматривается через призму этого конфликта.
13 М ЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Структурные методы –использование изменений в структуре организации для разрешение конфликтов Методы разрешения межличностных конфликтов (стили разрешения конфликтов)
14 С ТРУКТУРНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Использование руководителем своего положения в организации (приказ,распоряжение) «Разведение» сторон по целям, ресурсам,средствам (дифференциация и автономизация подразделений) Создание «задела» в работе взаимозависимых подразделений Интеграционный механизм (общий заместитель, координатор) Слияние подразделений
15 Два измерения 1. Напористость – поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов и целей 2. Кооперативность – поведение личности, направленное на учет интересов других лиц СТИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ КОНФЛИКТОВ
16 Компромисс Невыигрыш- невыигрыш Разрешение конфликта Силой Выигрыш проигрыш Сотрудничество Выигрыш- выигрыш Уход от конфликта Проигрыш- проигрыш Войти в положение другой стороны Невыигрыш- выигрыш Интерес к себе высокий низкий Интерес к другим низкий высокий
17 СТРЕСС От английского stress – давление, напряжение Широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстримальные воздействия
18 П РОФИЛАКТИКА СТРЕССА 1. Рационализация рабочего дня 2. Планирование работы 3. Чередование тактики выполнения работы 4. Делегирование полномочий 5. Не брать работу на дом 6. Не затягивать рабочий день (для себя и для других) 7. Быть готовым к неожиданностям 8. Здоровый образ жизни
19 П РИРОДА И ПРИЧИНА СТРЕССА Природа стресса. Стресс (от англ. stress - напряжение) - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием - экзаменом, докладом и т.п.). В любой даже с благоприятным психологическим климатом организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например, нехватка времени для выполнения всего объема работ. Появляется нервозность, обеспокоенность (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. Отсюда необходимость различать допустимый уровень стресса и чрезмерный стресс дорого обходится и сотруднику и организации: снижается эффективность и благополучие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизмеримо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию. Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла. Любая перемена, даже позитивная, например, повышение статуса работника, нарушает баланс нашего окружения, к поддержанию которого мы стремимся. Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.
20 С ИМПТОМЫ СТРЕССА Проблемы здоровья. 2. Проблемы со сном. 3. Нервозность и напряжение. 4. Хроническое переживание. 5. Неспособность к отдыху. 6. Чрезмерное употребление алкоголя или курение. 7. Чувство неспособности справиться с чем-либо. 8. Эмоциональная неустойчивость. 9. Впечатлительность и легкая ранимость.
21 Факторы вызывающие стресс организационные личностные 1.Перегрузка 2.Конфликт ролей 3.Неопределенность ролей 4.Неинтересная работа и др. 1.Смерть близкого 2.Привлечение по суду 3.Свадьба (развод) 4.Уход на пенсию 5.Увольнение с работы и т.п.
22 О РГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ Перегрузка работника является первой причиной стресса в организациях. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь. Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в результате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения. Третий фактор - это неопределенность ролей. В этом случае работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Четвертый фактор - неинтересная работа. Исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (температурный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномочиями и ответственностью.
23 Л ИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, относятся многие события, которые происходят за пределами организации, т.е. в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т.п. Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации. Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности. Научиться говорить "нет" при достижении предела в объеме работ, который вам предстоит выполнить, либо настаивайте на отнесении сроков выполнения ранее данного вам задания. При выдвижении противоречивых требований со стороны вашего руководства (конфликт ролей) объясните несостоятельность и невозможность их выполнения. Каждый день найдите время для отключения и отдыха. В этот период выбросите работу из головы, расслабьтесь, обратитесь к приятным мыслям и образам. Добивайтесь надлежащего вознаграждения за эффективную работу.
24 СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ Активные – конструктивные действия, «разряжение» на других Пассивные – «мириться с ситуацией»; подавить напряжение
25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор. М.: изд. центр "Академия", – 125 с. 2. Козер, Л. "Функции социальных конфликтов".- М.: изд-во "Просвещение", – 110 с. 3. Крогиус, Н. В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности. Саратов, – 110 с. 4. Скотт, Дж. Г. Способы разрешения конфликтов.- СПб., – 115с. 5. Тонков, Е. Е. Управление конфликтом. - М.: изд-во "Наука", – 154 с. 6. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента. – Мн.: изд-во "Новое знание", с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.