Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛюдмила Яфарова
1 Выполнила: ученица 6 класса Ханагян Лейла Руководитель: учитель русского языка Слесарева Е.М.
2 Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно – это надо.
3 Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты? Каковы причины их употребления? Как бороться с речевыми паразитами? Эти вопросы подтолкнули нас к изучению данной темы. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?
4 Доказать, что в речи учащихся школы достаточно часто употребляются слова-паразиты и определить причины их употребления
5 изучить понятие «слова- паразиты»; рассмотреть группы слов, относящихся к словам- паразитам; выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов; проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты; выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами; выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов».
6 В лингвистической литературе встречаются разные понятия этих слов: слова или словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки (Д.Э. Розенталь) «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская)
7 1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово); 2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; 3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; 4. мода на некоторые слова.
8 ГруппаСлова – паразиты 1.Звукиэ-э-э, мэ-э-э, 2.ЧастицыНу, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3.Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4.Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5.Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6. Модальные словаКонечно, наверное, вероятно, кажется Группа Слова – паразиты 1.Звуки э-э-э, мэ-э-э, 2.Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3.Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4.Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5.Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6.Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется
9 Блин - тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке. В натуре - то, что существует в действительности. В принципе - то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки. Как бы - частица со значением условно-предположительного сравнения. На самом деле - в действительности. Типа - производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.
10 1. Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»? 2. Употребляете ли вы слова - «паразиты»? 3. Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи? Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его… 4. Замечаете ли вы в своей речи слова -паразиты?
11 п/п Слово-паразит Частота употребления учащимися 1Ну66 2Короче52 3Блин49 4Щас42 5Типа23 6Как бы19 7Значит17 8Это самое8 5.Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи? 6. Каковы способы борьбы со словами – паразитами? 7.Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся классов). 8. «Частотный словарь слов-паразитов в речи учащихся» п/п Слово-паразит Частота употребления учащимися 1Ну66 2Короче52 3Блин49 4Щас42 5Типа23 6Как бы19 7Значит17 8Это самое8
12 «Слова – паразиты в вашей речи» показали: 1. большинство школьников не знают, что такое «слова – паразиты»; 2. почти все учащиеся школы употребляют в своей речи слова – паразиты (92 %); произносят их неосознанно, даже не замечая их. 3. наиболее употребляемое слово- паразит в среде подростков – слово ну, на втором и третьем местах по частоте употребления – короче и блин; 4. многие ученики не замечают употребление в своей речи слов- паразитов (32 %); 5. не все школьники считают, что слова – паразиты нужно искоренять из речи; 6. многие учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами - паразитами в речи, чаще всего предлагают следить за речью.
13 «Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся классов). Из результатов анкеты следует, что: 1. больше всего употребляют слова- паразиты ученики 9 класса, на втором месте – учащиеся 11 класса, на третьем – 7 класса; меньше всего употребляют слова – паразиты учащиеся 5 класса; больше слов-паразитов удаётся обнаруживать ученикам 8 класса, а меньше всего учащимся 9, 11 классов.
14 если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно; больше читать художественную литературу;.. внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты); делать паузы, чтобы собраться с мыслями; повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
15 .. На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Есть только один путь заставить человека говорить грамотно –научить его любить свой язык. Народная мудрость
16 Лишние слова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.