Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарфа Михайлова
1 Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «учитель – ученик»
3 Схемы взаимоотношений - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. - второй тип подчинения ученика – совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение: основным в процессе их «работы» было наслаждение властью над подопечными. Таких учителей ученики и их родители называют «церберами», «мегерами» и т.п.
4 Философское понимание : Ситуация - есть совокупность условий, обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер деятельности, это определенный этап жизненного пути человека. Педагогическое понимание: Ситуация - определенное состояние, часть образова- тельного процесса, характеризующаяся единством деятельности учителя и учащихся (В. А. Павлов). Психологическое понимание Ситуация - естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности» (Е. Ю. Коржова).
5 Два основных подхода: Первый ситуация как внешние условия протекания жизнедеятельности на ее определенном этапе (Д. Магнуссон). Второй подход ситуация как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности (Т. Щибутани). При этом выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности.
6 Под ситуацией мы понимаем часть воспитательного процесса или системы процессов, стимулирующую разностороннюю деятельность учащихся, адекватную в определенном отношении разносторонней деятельности современного человека.
7 «Настоятельная необходимость помочь младшим школьникам адаптироваться в окружающей их жизни наименее болезненным образом не путем проб и ошибок, подчас трудно исправляемых, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта» (из программы социальной практики, разработанной в Университете педагогического мастерства г. Санкт Петербурга).
8 Технология конструирования педагогической ситуации трансформация культурных объектов из предметной формы в социально-коммуникативную, организационно-деятельностную, диалогическую или какую-то иную, в которой они могут быть адекватно присвоены воспитанником; создание условий для субъективации (присвоения) ребенком некоторой социальной нормы; последнее предполагает определенную логику развития ситуации от внешнего к внутреннему диалогу.
9 Проектирование воспитательной ситуации (построение ее модели) представление педагогической цели в виде ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников; выявление системы личностных состояний и процессов (мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых); разработка предметного содержания деятельности воспитанников; построение системы организационно- педагогических действий воспитания; выявление вариантов развертывания ситуации и системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от варианта развития ситуации.
10 целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих удовлетворению, радости, спектру положительных эмоций участников педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и учителя; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах диалога, мыследеятельности, смыслотворчества.
11 процесс осознанного создания субъектами педагогического процесса через взаимодействие нового содержания, значения чего-либо в окружающей действительности, оценка явлений действительности, своей деятельности, взаимодействия с позиций своей индивидуальности
12 основа познавательной деятельности человека, основа развития мышления
13 это способность достичь успеха, желаемого результата в какой-либо деятельности
14 имеющий успех, удачливый, достигающий желаемого результата.
15 внутренне состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха, переживание радости от того, что результат, к которому стремились либо превзошел ожидания, либо совпал с ними.
16 Стремление к успеху Надежда на успех Субъективно оцененная вероятность достижения успеха Субъективные эталоны оценки достижения
17 Стремление к успеху Я очень хочу это сделать Я вам не мешаю и вы меня не трогайте
18 Надежда на успех Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе Я не могу это сделать, у меня это не получается
19 Вероятность достижения успеха Все зависит от меня, я источник. И ситуация, в которой я нахожусь, зависит от моих влияний. Я пешка, от меня ничего не зависит. Ситуация определяется не мной, и я не могу ее изменить.
20 Реакция отчужденности Снижение значимости деятельности Отторжение всего, что связано с этой работой
21 Люди с социальной нормативной ориентацией Люди с индивидуальной нормативной ориентацией Оценивает процесс работы Использует индивидуальные формы взаимодействия Сильных порицает за ухудшения, слабых хвалит за улучшения Делает осторожные прогнозы Анализирует особенности ситуации и свое поведение в ней Ориентируются на устойчивые характеристики способностей Делают долговременные прогнозы Выделяет сильных и всегда хвалит, слабых очень редко Оценивает результат Ищет одинаковые решения
22 Не боится конкуренции Не боится ситуаций, в которых нужно себя проявить Ставит цели средней трудности или чуть выше В реализации цели упрям, целеустремленен Имеет устойчивую, реалистическую самооценку Причины неудач видит в самом себе Обязательно проводит анализ полученного результата
23 Избегает ситуаций, в которых нужно себя проявить Боится конкуренции Ставит очень высокие или слишком простые цели Трудности не преодолевает, а уходит от них Неудачу объясняет плохими личными способностями
24 Традиционные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. ХОЛЕРИКИ. Положительные личностные характеристики: энергичность, увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность, возможность влиять на других, не выносят состояния бездействия, не страшатся перегрузок. Проблемное поле: горячность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность, затруднения в переключении Внимания, склонность к бурным эмоциональным вспышкам, смене настроения, демонстрируют свое отношение к антипатичным Людям, вызывающе ведут себя, если что-то угрожает их независимости, занимают внутреннюю позицию превосходства, привычка упрямиться
25 Психолого-педагогические рекомендации : удержание от чрезмерной траты энергии, учет склонности к изменению своих решений и увлечений, учет склонности к общению с новыми людьми, требование лучшей сосредоточенности, внимания на собственных действиях, поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в постановке перспективных целей, обеспечение поля деятельности, которое поглощало бы избыток сил и создавало бы обилие целей, подбор товарищей, логическое требование, частые беседы с целью дать возможность «выплеснуть» эмоции. Холерики плохо «уживаются с меланхоликами и холериками, группируются с флегматиками и сангвиниками.
26 САНГВИНИКИ Положительные личностные характеристики: мобильность, оптимизм, трудоспособность, легко устанавливают деловой и эмоциональный контакт, не остаются без ближайшего друга, часто (мальчики) входят в состав нескольких групп одновременно. Проблемное поле: легкомыслие, поверхностность, внушаемы более чем остальные, бахвалятся, приобщённость к взрослой жизни, не переносят эмоциональных перегрузок, случается состояние эмоционального перенапряжения
27 Психолого-педагогические рекомендации: учет легкости приспособления к изменяющимся условиям и обстоятельствам, опора на предрасположенность к высокой переключаемости внимания, использование расположения к лидерству и руководству, коллективными действиями, прибегают к упрямству, приспособляемость в коллективе дискомфорта, обнаруживают эффективность, бравируют недостатками, изменчивость настроения, учет склонности к общению с новыми людьми. Сангвиники дружат при лидере-холерике с флегматиками, лидере-меланхолике - с флегматиками, в отсутствии лидеров - с флегматиками и меланхоликами, не дружат с себе подобными.
28 МЕЛАНХОЛИКИ. Положительные личностные характеристики: высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность (не всегда), склонность к самоанализу, уделяет много времени восприятию самих себя, не любят заискивания, авансирование успеха. Проблемное поле: не в меру эмоционально ранимы, неуверенность в себе мнительность,неустойчивость внимания, заниженная само оценка, подозрительны, вследствие чего обрекают себя на психологическое одиночество, с трудом осваиваются в новых коллективах, в ситуации, чреватой утратой независимости ведут себя открыто, вызывающе…
29 Психолого-педагогические рекомендации: мягкое, тактичное, чуткое отношение, поддержание бодрого настроения, внушение уверенности, помощь в принятии и исполнении ответственных решений, ободрение при неудачах, Подбадривание, предпочтение воздействия похвалой, учет склонности к ограниченному общению с новыми людьми, Включение в жизнь коллектива через подбор товарищей, постепенно ставить легко преодолимые барьеры, поручать временные дела, которые могут проявить самостоятельность, включать в спортивную деятельность, что может одержать победу над нерешительностью. Меланхолики группируются при отсутствии лидеров с флегматиками, сангвиниками, при лидере-сангвинике - с флегматиками
30 ФЛЕГМАТИКИ Положительные личностные характеристики: не участвуют в конфликтах, уравновешены, в меру самолюбивы и самокритичны, с трудом заводят, но легко поддерживают знакомство, устойчивость, постоянство, надежность, терпеливость Проблемное поле: Позже всех созревают физиологически, не берут на себя миссию лидера, Медлительность, некоммуни- кабельность, социальный инфантилизм, попадает под влияние более инициативных Людей, лень
31 Психолого-педагогические рекомендации: повышенная требовательность за выполнение заданий, поощрение проявлений самостоятельности и активности, опора на предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в «горячей» обстановке, воздействие не только похвалой, но и порицанием, дополнительное стимулирование, побуждение к предварительному планированию своих действий, не добиваться немедленного выполнения требований, дать время и возможность примириться с необходимостью выполнить действие, проведение занятий с высокой нагрузкой. Группируются при лидере-холерике, лидере-меланхолике - с сангвиниками, при лидере-сангвинике - с меланхоликами.
32 4 установки ребенка по отношению к родителям и самому себе: Я нужен, любим и люблю вас тоже; Я нужен и любим, а вы существуете ражи меня; Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам; Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
33 Типы отношений ребенка к родителям: – дорожит семейными отношениями; – родители авторитетны; – относится безразлично; – относится пренебрежительно; – остро переживает семейную драму; – тяготеет к одному из членов семьи.
34 Способы и приемы создания ситуации успеха. Установление психологического контакта (вербального, невербального), создание атмосферы доверия (доброжелательности): улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный визуальный контакт, фразы типа: «Я рада тебя видеть»; «Мне приятно общаться с тобой»; «Как хорошо, что мы встретились» и т.д., все то, что можно отнести к «психологическому поглаживанию», постоянное проявление интереса ученику, сопереживание ему.
35 Снятие чувства страха, освобождение психологического зажима: «Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ...». Четкая инструкция, совет, как лучше выполнить планируемое, скрытая помощь: «Я полагаю, что удобнее было бы сделать... »; «Я знаю, что обычно начинают с... »; «Достаточно вспомнить вот эту часть и... »; «Я бы начала с... »; «Может быть, попробуешь...»; «Я думаю, ты не забудешь о... »; «Я прямо не дождусь, как появится вот эта деталь...
36 Авансирование личности, провозглашение ее достоинств. Авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику: – «У тебя это получится непременно»; – «Конечно, ты это сделаешь, потому что ты (называется достоинство)»; – «Твой сильный характер не боится неудач»
37 Использование приема положительного подкрепления: переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости: «Это нам необходимо»; «Это очень важно для нашей работы»; «Наше дело зависит от твоей работы» Использование приема персональной исключительности: «Только ты и можешь...»; «Никто, кроме тебя... »; «Именно ты способен это сделать...»
38 Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику), передает веру в успех и дает импульсы к действию: «Начинай же!»; «Смелее, смелее!»; «У тебя получится...» Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношения ребенка к ней; позитивное оценивание, использование приема деятельной оценки, т.е. похвалить зато, что получилось хорошо. Вселение веры ребенку в его будущие успехи: «Вот видишь, у тебя получилось. В следующий раз ты сможешь выполнить более сложное задание».
39 Неожиданная радость Это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Некоторые приемы «неожиданной» радости : Прием «Лестница» или «Встань в строй». Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. Прием «Даю шанс». Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Прием «Исповедь» или «Когда учитель плачет». Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик.
40 Общая радость Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Прием «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. Прием Эмоциональный всплеск или Ты так высоко взлетел Прием Обмен ролями или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».
41 Радость познания Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Прием «Эврика». ». Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Прием «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами
42 Выполнила: Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 294 Зарубина Н.О.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.