Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДиана Яцкая
1 Образ Петра I как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы
2 Эволюция образа Петра I в творчестве А.С.Пушкина «Стансы» (1826) В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни. Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца Пред ним отличен Долгорукой. Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он неутомим и тверд, И памятью, как он, не злобен Какие черты Петра I подчеркивает Пушкин, на что обращает особое внимание? Задание Трудолюбие Умение работать Простота Разносторонность Ключевые слова: «…на троне вечный был работник…»
3 Л.А.Бернштам «Царь-плотник» Как скульптура дополняет образ, созданный Пушкиным? Петр показан за работой Он одет непривычно, не по- царски Все говорит о его трудолюбии и умении работать Он не выглядит царем
4 Образ Петра I в поэме «Полтава» Каким Пушкин показывает Петра в момент боя? После боя? Герой Вершитель судеб Волевой Стремительный Непобедимый Полубог Великодушный
5 Каравак. «Полтавское сражение. 27 июня 1709 г.»
6 И.Г. Таннауэр. «Полтава» Добавляют ли что-то картины к образу Петра, созданного Пушкиным?
7 Образ Петра I в поэме «Медный всадник» В начале поэмы: В начале поэмы: На берегу пустынных волн Стоял ОН дум высоких полн … И думал ОН: «запируем на просторе», «ногою твердой стать при море», «в Европу прорубить окно», «красуйся, град Петров» - автор. Каким мы видим Петра I (вернее, не Петра, а статую) во время и после наводнения? Каким мы видим Петра I (вернее, не Петра, а статую) во время и после наводнения? Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне; Кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне; возвышался … медною главой, ужасен он в окрестной мгле, какая дума на челе!, какая сила в нем сокрыта!, мощный властелин судьбы, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? горделивый истукан, строитель чудотворный
8 М.Фальконе «Медный всадник»
9 Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» Описание места, на котором будет построен город Описание места, на котором будет построен город Пустынных волн, бедный челн, финский рыболов один бросал свой ветхий невод по мшистым, топким берегам чернели избы, по мшистым, топким берегам чернели избы, тьма лесов, топь блат Построенный город Построенный город по оживленным берегам корабли со всех концов земли к богатым пристаням, в гранит оделася Нева громады стройные теснятся дворцов и башен темно-зелеными садами Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла,
10 Вопросы для размышления Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего? Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего? В чем, по-вашему, причины такого изменения в восприятии Петра у А.С.Пушкина? В чем, по-вашему, причины такого изменения в восприятии Петра у А.С.Пушкина? Почему всадник мчится за безумным Евгением? Почему всадник мчится за безумным Евгением? Виновен ли ОН в гибели Евгения? Виновен ли ОН в гибели Евгения? Не видим ли мы в образе Петра какого-то противоречия? Можно ли считать Петра противоречивой и сложной фигурой? Не видим ли мы в образе Петра какого-то противоречия? Можно ли считать Петра противоречивой и сложной фигурой?
11 Какие вопросы вы сформулировали бы, понимая противоречивость изображения образа Петра? Как соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека? Как соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека? Как сделать историю более человечной? Как сделать историю более человечной? В чем истинный смысл прогресса? В чем истинный смысл прогресса? Принесла ли прогрессивная реформаторская деятельность Петра счастье простому человеку? Принесла ли прогрессивная реформаторская деятельность Петра счастье простому человеку?
12 Какие философско-исторические вопросы волнуют Пушкина? По какому пути развиваться России? По какому пути развиваться России? Каким будет ее будущее? Каким будет ее будущее? «Куда ты скачешь, грозный конь, И где опустишь ты копыта?» «Куда ты скачешь, грозный конь, И где опустишь ты копыта?»
13 Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр Медный всадник, кумир на бронзовом коне. Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя на власть. Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников. Две Невы... Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй». Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое мнение.
14 Знакомство со стихотворением В.Брюсова «Вариации на тему Медного всадника» Какую мысль Пушкина продолжает В.Брюсов? Какую мысль Пушкина продолжает В.Брюсов? Противостояние человека и власти Противостояние человека и власти В.Брюсов идет дальше Пушкина: он противопоставляет тиранию (образ Петра1) и свободу (восстание декабристов, восстание в Польше) В.Брюсов идет дальше Пушкина: он противопоставляет тиранию (образ Петра1) и свободу (восстание декабристов, восстание в Польше) В.Брюсов подчеркивает вечность этого противостояния В.Брюсов подчеркивает вечность этого противостояния
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.