Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДмитрий Ледяйкин
1 «Читай, рассуждая…» Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
2 Цель урока: углубить понимание идейно- художественного богатства повести; углубить понимание идейно- художественного богатства повести; научиться разгадывать замысел автора; научиться разгадывать замысел автора; хорошо ориентироваться в тексте; хорошо ориентироваться в тексте; развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. развивать навыки анализа текста, загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
3 Эпиграф: «В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но еще как бы лучше её» Н.В.Гоголь
4 Загадка 1 «Время написания произведения?»
5 Пугачевщина 31 января 1833 года один из знаменательных дней в истории русской литературы. Пушкин набросал план своего нового произведения, названного позднее «Капитанская дочка». Работа над этим произведением была завершена 19 октября 1836 года. На этот день как раз и приходилась очередная, притом торжественная 25- летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин. 31 января 1833 года один из знаменательных дней в истории русской литературы. Пушкин набросал план своего нового произведения, названного позднее «Капитанская дочка». Работа над этим произведением была завершена 19 октября 1836 года. На этот день как раз и приходилась очередная, притом торжественная 25- летняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.
6 Вывод: «Капитанская дочка» - это историческое исследование, это история людей, переплетенная с судьбой народа, страны. В этом заключается основной принцип повествования – принцип историзма.
7 Какие человеческие качества и черты русского национального характера рисует Пушкин в повести? Какие человеческие качества и черты русского национального характера рисует Пушкин в повести? Долг Долг честь честь благородств о благородств о ум ум доброта доброта правдивость правдивость честность честность неспособность на предательство неспособность на предательство милосердие милосердие верность верность настойчивость в достижении цели настойчивость в достижении цели
8 Загадка 2 Загадка 2 «Какими предстали перед нами наиболее яркие наиболее яркие образы повести?» образы повести?»
9 «Система образов, идеи в повести А.С.Пушкина»
10 Образ Петра Гринёва Образ Петра Гринёва «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей…» «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей…»
11 Вывод: Образ Гринева дан в развитии. Вначале он – барское дитя, Вначале он – барское дитя, а в конце повести – узнавший жизнь, волевой человек. Это отразилось в его речи – в репликах, адресованных слуге Савельичу. Вначале Петруша говорит со своим дядькой грубо, «по-господски», но после пережитых потрясений – просто, задушевно, «по-господски», но после пережитых потрясений – просто, задушевно, как с равным.
12 Образ Марьи Ивановны Образ Марьи Ивановны воплощает в повести идею народных представлений о женственности, кротости, смирении и в то же время – идею истинного благородства, способности верно и преданно любить, смелости и силы духа, проявляющихся в сложных жизненных ситуациях Образ Марьи Ивановны воплощает в повести идею народных представлений о женственности, кротости, смирении и в то же время – идею истинного благородства, способности верно и преданно любить, смелости и силы духа, проявляющихся в сложных жизненных ситуациях
13 Вывод: Кротость, благочестие, счастье, любовь, отчаяние, уныние, целомудрие – вот основные черты характера Маши Мироновой, которая с честью прошла испытания и справилась с жизненными трудностями. Кротость, благочестие, счастье, любовь, отчаяние, уныние, целомудрие – вот основные черты характера Маши Мироновой, которая с честью прошла испытания и справилась с жизненными трудностями.
14 Образ Пугачёва «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…» «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…»
15 «Калмыцкая сказка»
16 Вывод: И сам Пугачев, и его сторонники, вероятно, понимали, что восстание будет подавлено, и всех их ожидает виселица, но они, все же хотели попытать счастья в борьбе
17 Образ Швабрина «Швабрин был неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба» «Швабрин был неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба»
18 Вывод: Морально опустошенный Швабрин вызывает резко отрицательное отношение Морально опустошенный Швабрин вызывает резко отрицательное отношение
19 Образ народа
20 Загадка 3 Название повести? Почему Пушкин дал повести название «Капитанская дочка», а не другое, акцентируя внимание на проблемах, непосредственно нашедшую отражение в повести? Почему Пушкин дал повести название «Капитанская дочка», а не другое, акцентируя внимание на проблемах, непосредственно нашедшую отражение в повести?
21 Любовь – это главная героиня повести «Капитанская дочка»
22 Вывод: Гринёв и Марья Ивановна боролись за свою любовь и победили. Их любовь победила смерть. В этом и заключается одна из главных идей повести Гринёв и Марья Ивановна боролись за свою любовь и победили. Их любовь победила смерть. В этом и заключается одна из главных идей повести
23 Главная идея повести «Береги честь смолоду…»
24 Загадка 4 «Какую роль играют в произведении эпиграфы к каждой главе?» к каждой главе?»
25 Эпиграф цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора
26 Загадка 5 «Каков жанр «Капитанской дочки»?
27 Сценка из главы «Мятежная слобода»
28 Сценка из главы «Арест»
29 Загадка 6 «Язык повести?»
30 Глава «Вожатый». Эпизод «Буран в степи»
31 Загадка 7 «Идейно-смысловое своеобразие произведения в оценке выдающихся писателей, поэтов, критиков»
32 Классики о «Капитанской дочке» «Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина» «Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина»В.Белинский «Сравнительно с «Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворной размазней» «Сравнительно с «Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворной размазней»Н.Гоголь «В «Капитанской дочке» больше истории нежели в «Истории Пугачевского бунта» «В «Капитанской дочке» больше истории нежели в «Истории Пугачевского бунта»В.Ключевский
33 Вывод: Повесть Пушкина внешне проста – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Таким образом, загадки повести – это загадки жизни, которые А.С.Пушкин учит нас видеть и понимать. Повесть Пушкина внешне проста – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Таким образом, загадки повести – это загадки жизни, которые А.С.Пушкин учит нас видеть и понимать.
34 Домашнее задание Написать сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Написать сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Темы сочинений для высокого уровня: 1.«Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»». 2.«Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»». 3.«Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»». Темы сочинений для достаточного уровня: 1. «Сравнительная характеристика П.Гринева и А.Швабрина» 2. «Душевная красота и сила главной героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Маши Мироновой». Творческое задание: Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке Нарисовать обложку к повести «Капитанская дочка», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на нашем уроке
35 Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я узнал… В результате я поняла … В результате я поняла … Мне понравился образ… Мне понравился образ… Мне был интересен… Мне был интересен… Я понял… Я понял…
36 «Читай, размышляя…» Вольтер Чем более читаете не размышляя, Тем более уверяете, что много знаете, А чем более размышляете, Тем яснее видите, что знаете еще очень мало.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.