Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschergavi.ucoz.ru
1 Западноевропейская скульптура в X-XIV веках
2 В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшались барельефами и скульптурами изнутри и снаружи. Романский стиль не предполагал единых норм. Вход внутрь разделял земной и небесный мир, поэтому над ним часто изображали картину страшного суда. Наряду с религиозными сценами в романском стиле присутствуют сказочность и фантазия -барельефы изображают фантастические существа, не связанные с религией.
3 Скульптура романского стиля Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии засовершенные грехи Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи.
4 Химеры. Собор Нотр-Дам де Пари. Франция. Химеры. Собор Нотр-Дам де Пари. Франция. XII – XVI вв. XII – XVI вв.
5 Химеры. Собор Нотр- Дам де Пари. Франция. Химеры. Собор Нотр- Дам де Пари. Франция. XII – XVI вв. XII – XVI вв.
6 Демон, низвергнутый в ад. Рельеф капители колонны из собора в Отёне, Франция. Демон, низвергнутый в ад. Рельеф капители колонны из собора в Отёне, Франция.
7 Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства ( Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. государством Меровингов), культуры "Каролингского возрождения. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства ( Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. государством Меровингов), культуры "Каролингского возрождения. ФранцииМеровинговФранцииМеровингов В конце XI - начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере - сосредоточенные на капителях колонны. В конце XI - начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере - сосредоточенные на капителях колонны.
8 В скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д.).
9 Христос. Скульптура собора в Шартре. Христос. Скульптура собора в Шартре гг. Франция гг. Франция.
10 Главной задачей средневековых художников стало украшение храмов, создание произведений, которые должны были отражать образы божественного мира и наставлять верующих на путь истинный. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены и своды церквей.
11 В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. «Адам и Ева». Рельеф дверей Собор в Хильдесхейме.Адам и Ева». Рельеф дверей Собор в Хильдесхейме.
12 В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений. В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений.
13 «Страшный суд». Рельеф. Тимпан собора Св. Петра. 12 в. Муассак. Фрагмент «Страшный суд». Рельеф. Тимпан собора Св. Петра. 12 в. Муассак. Фрагмент
14 Фигуры выглядят естественно просто и реалистично. Наивные в своей первозданной красоте, они таят в себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя отрывать от тела) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний. Скульптурный рельеф церкви монастыря Сен - Пьер в Муссаке.
15 Фигуры в Шартрском соборе изображают античных ученых, даже одеты в подобия греческих хитонов, - но какие у них «плебейские», морщинистые лица крестьян и как они усердно гнут спины над своей работой. Скульптура собора в Шартре. 12 в.Франция.
16 Скульптура готики Из всех видов изобразительного искусства готики скульптуре принадлежит особое место. Она самым тесным образом связана с архитектурой. Религиозная тематика по- прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. «Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в. «Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в.
17 Главные черты готической скульптуры: Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира; Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира; Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение. Меняются лишь образы, они наделяются чертами глубокой человечности; Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение. Меняются лишь образы, они наделяются чертами глубокой человечности; Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует так же; Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует так же; Иконографическая программа расширяется. Иконографическая программа расширяется.
18 Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево г. Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево г.
19 Погруженные в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей. Погруженные в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей. Марбургский всадник. Марбургский всадник – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия.
20 Статуи изображали не только чудеса, сотворенные Христом, но и его страдания. Основной мыслью готического искусства было очищение от греха и возвышение через страдание. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА СОБОРА В ШАРТРЕ (ФРАНЦИЯ).
21 Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни); (сами себе и вечности сродни); и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они, и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они, и сразу замирает, недвижим, и сразу замирает, недвижим, обогнанный столетьями на воле. обогнанный столетьями на воле. Их держат в равновесии консоли, Их держат в равновесии консоли, где целый мир, но он неведом им,- где целый мир, но он неведом им,- мир спутанный, без собственной опоры, мир спутанный, без собственной опоры, где атлет и зверь трясутся оба где атлет и зверь трясутся оба и, корчась никогда не сходят с мест. и, корчась никогда не сходят с мест. Э.М.Рильке. «Портал». Э.М.Рильке. «Портал».
22 Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе во Франции. XII – XIV в. Франция. Cкульптура Реймского собора принадлежит к лучшим созданиям готического искусства. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи соборов.
23 Сцена Страшного суда в церкви Нерезе
24 СКУЛЬПТУРЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ И АНГЕЛА В СОБОРЕ В ШАРТРЕ
25 Огромное значение в творчестве придавалось образу Богоматери-Мадонны - в ней видели заступницу людей перед ее сыном Иисусом СКУЛЬПТУРА БОГОМАТЕРИ В СОБОРЕ В ШАРТРЕ
26 Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении. Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении.
27 Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся в ней новой жизни. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священного Писания в руках – все эти детали создают один из самых пленительных и обаятельных образов в искусстве средневековой готики.
28 Скульптура «Благословляющий Христос» (соборе в городе Амьен, Франция). Скульптура «Благословляющий Христос» (соборе в городе Амьен, Франция).
29 Алтарную преграду - леттнер - украшают рельефы с изображением.
30 Скульптура в итерьере Шартрского собора. Скульптура в итерьере Шартрского собора.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.