Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВадим Штырков
1 Кровь и кровообращение (контрольно-обобщающий урок) Сахаров Н.Н.
2 Цели урока повторить и систематизировать учебный материал темы Кровь и Кровообращение продолжить развитие приемов учебной деятельности (сравнение, обобщение, навыков анализа работы) учиться устанавливать взаимосвязи систем органов организма, используя опережающие задания и знания по другим предметам для объяснения биологических процессов и систем определить уровень знаний по изученной теме.
3 Состав крови Форменные элементы
4 Форменные элементы крови
5 Эритроцит Высокоспециализированная клетка, функцией которой является перенос кислорода из лёгких к тканям тела и транспорт CO 2 в обратном направлении. Количество эритроцитов в крови в норме поддерживается на постоянном уровне: в 1 мм³ крови 4,55 млн эритроцитов В состав эритроцита входит сложный белок гемоглобин, состоящий из белковой и небелковой части – железосодержащего гема, который связывает кислород.
6 Лейкоцит против бактерий
7 Тромбоциты (кровяные пластинки) Самые мелкие клетки крови, представляют собой диски, лишенные ядер. Содержание кровяных пластинок - тромбоцитов в норме составляет тысяч в 1 мкл. Свертывание крови – образование тромба, Заживление ран, восстановление тканей, Повышают фагоцитарную функцию лейкоцитов, Тромбоциты немедленно реагируют на любой бактериальный антиген «кочующие стражи порядка»
8 Форменные элементы крови Название клетки ФормаСтроениеМесто образования Функции ЭритроцитыДвояковогнутый диск Нет ядра; содержит гемоглобин Красный костный мозг, селезёнка Переносит О 2 и СО 2 ЛейкоцитыОкруглаяБесцветная клетка; содержит ядро Селезёнка, лимфатические узлы, костный мозг Защитная ТромбоцитыНеправильнаяФрагменты крупных клеток костного мозга, без ядра Красный костный мозг Свёртывание крови
9 Внутренняя среда организма
10 1.Транспорта веществ. 2.Выполняет механическую функцию (придаёт органам упругость за счёт прилива). 3.Свертывания, что обеспечивает организм от потери крови.Свертывания, что обеспечивает организм от потери крови. 4.Регуляции температуры тела.Регуляции температуры тела. 5.Выделения вредных веществ и продуктов распада. 6.Взаимосвязи всех органов организма в целом и с внешней средой; 7.Обеспечивание защиты организма (иммунитет).Обеспечивание защиты организма (иммунитет). Кровь выполняет следующие функции:
11 Свертывание крови Рана Тромбоциты разрушаются Тромбопластин Соли Са 2+ Ферменты плазмы (глобулины) Протромбин Тромбин (в плазме) Фибриноген (растворимый) Фибрин (в виде нитей) Тромб Клетки крови
12 Тромб
13 Регуляция температуры тела 1 Внутренние органы (Ядро) Решающую роль в изъятии тепла от тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждения их перегревания играет кровь. Обладая высокой теплоемкостью, кровь переносит к тканям с низким уровнем теплообразования отнятое тепло и, таким образом, содействует выравниванию уровня температуры в различных частях тела
14 При высокой температуре происходит расширение сосудов кожи, что позволяет приблизить ток крови к поверхности кожи. Тепло уходит через кожу, тело охлаждается При низкой температуре происходит сужение сосудов кожи, что позволяет удалить ток крови от поверхности кожи. Тепло сохраняется Регуляция температуры тела 2 В результате работы сосудистой системы
15 Роль крови в процессе терморегуляции организма Низкая t°Высокая t° Сосуды Сужаются Расширяются Кровоснабжение СнижаетсяПовышается Теплоотдача ПовышаетсяПонижается Обеспечивается постоянная t°
16 ИММУНИТЕТ НеспецифическийСпецифический Выработка антител на определённый антиген
17 Неспецифический иммунитет Фагоцитоз - захват и переваривание чужеродных тел Антибактериальные вещества слюны, слёз, крови, (например, лизоцим)
18 КЛЕТОЧНЫЙ (Т-лимфоциты) ГУМОРАЛЬНЫЙ (В-лимфоциты) Плазматические В-клетки, синтез антител Клетки памяти иммунный ответ в случае повторной инфекции ИММУНИТЕТ
19 Клеточный иммунитет Т - лимфоциты Т-киллеры (убийцы) Т-хелперы (помощники) Т-супрессоры (угнетатели)
20 ЕстественныйИскусственный Активный появляется после прививки, т.е. введения вакцины Пассивный появляется При действии лечебной сыворотки ИММУНИТЕТ
21 Врожденный (пассивный) - наследуется ребенком от матери Приобретенный (активный) - появляется после перенесенного заболевания Естественный иммунитет
22 Иммунитет может образовываться многими способами, такими как введение ослабленных микробов (ВАКЦИНАЦИЯ) введение антител из крови лабораторных животных передача иммунитета от материнского организма Индивидуум заболевает, но выздоравливает Активный естественный Заболел, но выздоровел Образова- лись антитела Возникнове- ние иммунитета Активный искусственный Вакцинация Вакцинация стимулирует выработку антител Пассивный естественный Иммунитет матери Антитела передаются ребёнку Возникнове- ние временного иммунитета Пассивный приобретён-ный Иммунитет лаборатор-ных животных Выделение антител из крови животных Образование иммунитета
23 Клетка-антиген Т-хелпер Т-лимфоцит В-лимфоцит Т-хелпер сообщает Т- и В- лимфоцитам, где находится антиген. В-лимфоцит вырабатывает антитела, а Т- лимфоциты разрушают мембрану антигена. В-лимфоцит выделяет антитела, угнетающие вирус, и подавляющие его существование
24 Круги кровообращения
25 Строение сердца
26 Ответьте под какими номерами расположены части сердца
27 Определение тренированности сердца П 2 - П 1 Т = * 100% П 1 П 1 - частота пульса в положении сидя П 2 - частота пульса после 10 приседаний.
28 Результаты исследований учащихся 8 а класса
29 Корреляция тренированности с показателями деятельности органов дыхания и сердечно – сосудистой системы
31 Анализ крови здорового человека Анализ крови: – эритроциты - 4,5 - 5 млн. в мл – лейкоциты тыс. в мл – скорость оседания эритроцитов (СОЭ) ,5 мм/ч – содержание гемоглобина ммоль/л – концентрация глюкозы - 0,10 – 0,12 %
32 Изучив показания анализа крови, определите состояние здоровья пациента 1 Компоненты кровиПоказатели Количество эритроцитов ( 1 мм 3 ) 4,5 млн. Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 7,5 ммоль/л Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,35 мм/ч Количество лейкоцитов ( 1 мм 3 ) 6, 5 тыс. Концентрация глюкозы (%) 0,3 %
33 Изучив показания анализа крови, определите состояние здоровья пациента 2 Компоненты кровиПоказатели Количество эритроцитов ( 1 мм 3 ) 5 млн. Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 7,9 ммоль/л Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,14 мм/ч Количество лейкоцитов ( 1 мм 3 ) 12, 5 тыс. Концентрация глюкозы (%)0,12 %
34 Изучив показания анализа крови, определите состояние здоровья пациента 3 Компоненты кровиПоказатели Количество эритроцитов ( 1 мм 3 ) 3 млн. Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 6,1 ммоль/л Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,14 мм/ч Количество лейкоцитов ( 1 мм 3 ) 8, 5 тыс. Концентрация глюкозы (%)0,11 %
35 Путешествие с кислородом от легких к мышцам ноги Альвеолы легких Капилляры малого круга Легочные вены Левое предсердие Левый желудочек Аорта Общая подвздошная артерия Бедренная артерия Артериолы Капилляры мышц Тканевая жидкость Мышечная клетка
36 Путешествие с углекислым газом от мышц руки к легким Альвеолы легких Капилляры малого круга Легочные артерии Правое предсердие Правый желудочек Подключичная вена Верхняя полая вена Плечевая вена Артериолы Капилляры мышц Тканевая жидкость Мышечная клетка
37 Движение крови по большому кругу кровообращения Венулы Левый желудочек Аорта Капилляры Полые вены Артерии Артериолы Правое предсердие
38 Движение крови по малому кругу кровообращения Венозная Правый желудочек Легочные вены Капилляры Легочная артерия Артериальная Левое предсердие
39 Схема иммунной защиты организма человека Специфический Неспецифический Клеточный Гуморальный Отдельные виды Т- лимфоцитов атакуют и уничтожают инфицированные клетки, мутантные или чужеродные клетки Защита посредством антител Фагоцитоз, воспаление, образование интерферона, повышение температуры (выделение пирогена)
40 Опишите движение крови по сердцу
41 Схема кровотока в сердце Легочные вены Легочная артерия Аорта Полые вены Желудочки Предсердии Трехстворчатый клапан Двухстворчатый клапан Полулунные клапаны
42 Подведение итогов урока. Прочитайте цели урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что помогало и что мешало успешному освоению учебного материала? Что осталось непонятым? Проанализируйте свою и работу вашей группы на уроке
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.