Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЮрий Бахтияров
1 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»
2 Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных животных и растений и делать вывод о единстве происхождения живых организмов; знать особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, движения, размножения и т. д.) простейших, их значение в природе и жизни человека; уметь классифицировать простейших по внешним признакам.
3 Ребята, сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших. Почему их так называют? Назовите мне признаки живого. Ранее ученые-систематики выделяли одноклеточных животных и одноклеточные растения, а теперь выделили особое царство – простейшие. Как вы думаете, почему ученые так поступили? Как устроены клетки простейших? Есть ли отличия в основе строения клеток простейших, растений, животных, грибов? Почему?
4 1. Сейчас мне хотелось бы повторить и закрепить ваши знания о строении изученных простейших. Три человека будут работать у доски по карточкам, остальные заполняют в рабочих тетрадях таблицу:
5 ОрганоидыПростейшие АмебаЭвглена зеленаяИнфузория - туфелька 1. Оболочка 2. Цитоплазма 3. Ядро 4. Ложноножка 5. Жгутик 6. Ресничка 7. Пищеварительный вакуоль 8. Сократительная вакуоль 9. Ротовое отверстие 10. Порошица 11. Хлоропласты 12. Светочувствительный глазок
6 ОрганоидыПростейшие АмебаЭвглена зеленаяИнфузория - туфелька 1. Оболочка Цитоплазма Ядро Ложноножка+ 5. Жгутик+ 6. Ресничка+ 7. Пищеварительный вакуоль Сократительная вакуоль Ротовое отверстие+ 10. Порошица+ 11. Хлоропласты+ 12. Светочувствительный глазок+
7 1. Амеба обыкновенная 1. Обозначьте части тела амебы? 2. К какому типу относится амеба? Назовите признаки этой систематической группы. 3. Что такое фагоцитоз? 4. Каким образом амеба размножается?
8 2. Эвглена зеленая 1. Какие части тела эвглены обозначены цифрами? 2. К какому типу относится эвглена? Назовите признаки этой систематической группы. 3. Как называется способ питания эвглены? 4. Назовите признаки растений и животных в строении эвглены.
9 3. Инфузория – туфелька 1. Какие части тела инфузории обозначены цифрами? 2. К какому типу относится инфузория? Назовите признаки этой систематической группы. 3. Дайте определения понятиям «раздражимость», «рефлекс». 4. Докажите: из изученных простейших инфузория- туфелька самая высокоорганизованная.
10 2. А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение по некоторым вопросам: 1) Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с кипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой? 2) Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? 3) Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?
11 4) В пазухах листьев высокой пальмы скопились дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму? 5) В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька – из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями?
12 3. Простейших на Земле – 70 тыс. видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. Давайте попробуем составить схему – опору по вопросу о значении простейших:
13 Образование осадочных пород Звено в пищевых цепях Биологическая очистка водоемов Объект лабораторных исследований Симбионты Паразиты Средство биологической борьбы с вредителями Болезни человека и животных Значение простейших в природе и в жизни человека
14 Примечания 1) Схему заполняют на доске, дети приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например: - Осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиком; - В кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз); - Дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, лямблия – паразиты человека; - Инфузория-туфелька может служить биологическим фильтром; - Морские простейшие составляют планктон и являются пищей других организмов и т. д. 2) Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры: - Соблюдение правил личной гигиены; - Кипячение воды; - Добросовестное приготовление пищи; - Требования к качеству сырых продуктов; - Использование репелентов; - Своевременное прохождение медицинских исследований.
15 4. И в заключении мне хотелось бы увидеть, как вы запомнили особенности простейших и сможете ли распределить предъявленных вам простейших по систематическим группам:
18 1. споровики - 1,6 (паразиты, органы движения отсутствуют) 2. корненожки - 2,4 (органы движения – ложноножки ) 3. инфузории - 3,8 (органы движения – реснички) 4. жгутиконосцы - 5,7,9 (органы движения- жгутики)
19 III. Подведение итогов урока Итак, подведем итоги. Вопросы: 1) Какие организмы называют простейшими? 2) На какие типы делится царство простейших? 3) Приведите доказательства единства происхождения живого. 4) Перечислите особенности жизнедеятельности простейших. 5) Каково значение простейших в жизни человека? Учитель обращает внимание на активность учащихся, выставляет оценки.
20 Литература 1. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, Энциклопедия для детей: Биология. М.: «Аванта +», 1994.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.